|
С 26 марта 2007 г. компания "Трансаэро" начнет продажу электронных билетов на свои рейсы. Для тех, кто случайно еще не в курсе того, что это означает, поясняем: e-ticket - электронная версия бумажного авиабилета. Человек осуществляет бронирование через сайт перевозчика в Интернете и одновременно там же оплачивает с помощью пластиковой карты. Карта, с которой списывались средства, при регистрации в аэропорту служит средством идентификации пассажира. Еще одним подтверждением покупки e-ticket является квитанция с информацией о маршруте полета и прочими важными деталями, которая высылается на указанный покупателем e-mail.
Программу внедрения электронных билетов запустил и "Аэрофлот". Пока компания начала взаимную продажу e-ticket и обслуживание "электронных" пассажиров на рейсах некоторых своих партнеров по альянсу Sky Team - Aeromexico, Continental, Korean Air, KLM, Delta. Во II квартале 2007 г. запланировано внедрение интерлайн-электронного билета с другими партнерами по Sky Team: Alitalia, Air France, CSA, Northwest, а также с ассоциированными членами альянса. По мере технической готовности программа электронного интерлайна будет введена в сотрудничество с другими зарубежными перевозчиками. В апреле за рубежом появятся e-tickets самого "Аэрофлота". А в июне они станут доступны и россиянам. Также на июнь запланировано начало российских продаж электронных билетов компанией S7 ("Сибирь"). За границей e-tickets на некоторые рейсы S7, в том числе внутрироссийские, уже начали продаваться.
Удобство виртуального проездного смогут оценить и те, кто не имеет выхода во Всемирную паутину или собственной кредитки. Оформить e-ticket можно будет в офисах собственных продаж перевозчиков, а впоследствии и через их агентскую сеть.
Массовое внедрение российскими авиакомпаниями электронных билетов в первую очередь объясняется требованиями Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), согласно которым с 1 января 2008 г. все ее члены должны перейти на e-ticketing. "Но это вовсе не означает, что компания не может продавать бумажные билеты. Главное, чтобы у нее была эта технология", поясняет пресс-секретарь "Трансаэро" Сергей Быхал. Однако и сам по себе электронный билет является весьма перспективным, отмечает он. "Со временем Россия, как и весь остальной мир, перейдет на более удобную форму оплаты. Как это сейчас происходит с пластиковыми картами", уверен эксперт.
Этот оптимизм разделяет генеральный директор консалтинговой фирмы Infomost Борис Рыбак: "Интернет в стране развивается очень быстро, насколько я знаю, по количеству подключений в прошлом году мы заняли то ли первое, то ли второе место в мире. Системы пластиковых карт пока менее развиты, но тоже быстро развиваются. Сейчас нет никаких проблем получить кредитную карту, а также создать систему бронирования и оплаты с ее помощью. Так что опасения насчет технической отсталости России на год-два устарели: все очень быстро меняется, и не только в Москве, областные центры тоже хорошо оснащены сейчас Интернетом. Более глубинные районы, может быть, и менее досягаемы для высоких технологий, но если говорить о воздушном транспорте, следует вспомнить, что в нашей стране он носит элитарный характер - 85% всех перевозок осуществляется из Москвы и в Москву".
Единственное препятствие на пути развития электронного билета эксперт видит в проблемах с налогами. Дело в том, что по требованию Министерства юстиции приказ "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", который был зарегистрирован 24 января 2007 г., дополнен нормой об обязательной выдаче пассажирам, наряду с электронным билетом, билета, оформленного в установленном порядке на бланке строгой отчетности. То есть компания все равно обязана проводить виртуальные покупки через вполне реальный кассовый аппарат. И только бумажный документ принимает налоговая и финансовая инспекция. Чтобы устранить это препятствие, необходимо внести некоторые изменения в налоговое законодательство. Полноценный виртуальный билет, по мнению Рыбака, появится в России года через два. "На удивление бодро и резво с этой задачей наш воздушный транспорт справляется, хотя можно было ожидать более медленного и неуклюжего процесса. Так что все будет хорошо", - резюмирует он.