|
Когда проект нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) только появился, было очевидно, что ресурсной базой для него должны стать нефтяные месторождения самой же Восточной Сибири. На сегодня известно о наличии там запасов в 1,1 млрд т черного золота. По словам главы "Роснефти" Сергея Богданчикова, запасов одного только Ванкорского месторождения с прилегающими к нему 14 участками в Красноярском крае можно будет заполнить ВСТО в полном объеме. Но, конечно, на какое-то время и Западную Сибирь подключать придется. Прежде всего потому, что месторождения на востоке региона еще только предстоит разработать. Согласно планам, из 80 млн т, которые предполагается ежегодно экспортировать по ВСТО, 56 млн т будут добываться в Восточной Сибири, а 24 млн - перенаправляться из Западной. ВСТО должен быть построен в два этапа: на первом труба дойдет до Сковородина - места, откуда пойдет "отросток" в Китай, мощностью 30 млн т в год, а на втором - уже до Тихого океана, 50 млн т в год. Соответственно, первый этап, который предполагается ввести в эксплуатацию уже в конце следующего года, будет обеспечен западносибирской нефтью, а второй - более мощный и протяженный - поспеет как раз тогда, когда начнется масштабная добыча восточносибирской нефти. Весь вопрос: когда это произойдет?
Вопрос этот оказался настолько серьезным, что недавно Михаил Фрадков, инспектируя строительство ВСТО, устроил нефтяникам хороший "разгон" и велел "поставить на уши" всех, кто связан с добычей черного золота в Восточной Сибири. Почему? Выяснилось, что темпы геологоразведочных работ в регионе не просто отстают от графика, а заставляют вообще усомниться в перспективах сооружения второй очереди ВСТО. Причем проблема эта не нова. Минприроды давно бьет тревогу по поводу того, что геологоразведочные работы в Восточной Сибири проводятся в недостаточном объеме. Так, прошлой осенью было объявлено, что прирост извлекаемых запасов нефти в этом регионе отстает от плана на 93% - то есть практически отсутствует.
Причин у такой ситуации сразу несколько. Во-первых, одно из крупнейших месторождений - Юрубчено-Тахомское - "зависло", поскольку лицензией на его разработку обладает небезызвестная компания "ЮКОС". Ее конкурсный управляющий слезно просил Минприроды не отзывать лицензию до продажи этого актива на аукционе в рамках процедуры банкротства компании. Но кто бы ни стал новым владельцем лицензии, на освоение месторождения ему понадобится, по оценкам экспертов, шесть - восемь лет.
Во-вторых, Минприроды утверждает, что большинство компаний, имеющих лицензии на разработку нефти в Восточной Сибири, не исполняют лицензионные соглашения в срок. Вследствие этого недавно была инициирована процедура отзыва 16 лицензий. Однако беда в том, что чиновники зачастую даже не имеют возможности требовать от компаний выполнения инвестобязательств в срок, поскольку сроки не определены. Большинство лицензий было выдано еще в 1990-е годы, и обязательства инвесторов в них сформулированы весьма туманно.
Впрочем, силой заставлять инвесторов реализовывать намеченные ими проекты разведки и добычи нефти - вообще как-то странно в нынешних условиях высокого спроса и цен на черное золото. Главный вопрос: почему они не хотят делать этого без принуждения? Да потому, что девать восточносибирскую нефть им пока некуда. Замглавы Минпромэнерго Андрей Дементьев поясняет, что именно отсутствие доступа российской системы магистральных трубопроводов к побережью Тихого океана является фактором, сдерживающим освоение нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири. Получается замкнутый круг: пока нет экспортного нефтепровода, нефть добывать не хотят. А каково строить 5000-километровый нефтепровод, не имея под него разведанной нефти - не задумывались. А ведь это весьма проблематично. Семен Вайншток, руководитель "Транснефти", осуществляющей строительство ВСТО, оценивает срок окупаемости только первой очереди проекта в 16 лет. О второй очереди он пока и слышать не хочет: решение о строительстве трубы от Сковородина до Тихого океана "будет приниматься только после того, как Восточная Сибирь сумеет развить нефтедобычу до уровня, необходимого для заполнения второго этапа, - 80 млн т нефти в год", - заявил Вайншток недавно в интервью изданию "Коммерсантъ". А когда станет возможной добыча таких объемов нефти в Восточной Сибири и во что это обойдется, прогнозирует Минпромэнерго. Конкретно - к 2025 г., в результате инвестирования $102 миллиардов...
Может статься, что при таких раскладах проект вообще не окупится. Фрадков, ставя на уши нефтяников, привел и такие цифры: сейчас ориентировочная стоимость прокачки 1 т нефти по ВСТО составляет $39, тогда как железнодорожники за доставку ее в порт Находка предлагают тариф в $44. При том, что в ходе строительства первый этап нефтепровода уже подорожал вдвое (до $11 млрд), во что обойдется вся труба - даже трудно себе представить. Что, кстати, Вайншток и не пытается делать: "по второму этапу говорить сейчас просто бессмысленно", полагает он.
Возможно, второго этапа ВСТО не будет вовсе - от Сковородина до порта Козьмино на Тихом океане (его строительство входит в первый этап) нефть будут и впредь возить по железной дороге. Это станет своего рода компромиссом между трубопроводчиками и железнодорожниками, давно ведущими спор о том, чей транспорт выгоднее использовать для экспорта восточносибирской нефти. В этом случае России, конечно, вряд ли удастся занять шестипроцентную долю на нефтяном рынка Азиатско-Тихоокеанского региона (о чем недавно вслух мечтал замглавы Минпромэнерго Дементьев). Но что же делать: нефтепровод - удовольствие дорогое, и не везде есть смысл его строить. В несомненном выигрыше от затеянного Россией грандиозного проекта ВСТО в любом случае окажется Китай, ведь он будет получать нефть из трубы первой очереди, которая уж точно будет построена. Вот это по-китайски!