Опыт Сабитова будет зарыт в клубе

Читать в полной версии →
Печально даже не то, что российские юноши не стяжали славы на полях Австрии. Куда огорчительнее другое: весь накопленный в турнире опыт, как положительный, так и отрицательный, уйдет, судя по всему, в песок




Сегодня в Линце состоится финальный матч чемпионата Европы для футболистов не старше 19 лет: титул разыграют сборные Испании и Греции. Таким образом, завершится серия из трех прошедших друг за другом континентальных турниров, которые можно назвать массовым смотром футбольной смены – ближайшей и не очень.

Первыми провели свой чемпионат 17-летние. Было это в мае, и в финале испанцы обыграли англичан – 1:0. В июне в Голландии собрались молодежные сборные (до 21 года), и хозяева турнира отстояли добытый годом раньше титул, взяв в решающем матче верх над сербами – 4:1. И вот впереди третий, последний финал, который может принести Испании вторую за год победу на юношеском уровне.

Если проанализировать составы финальных восьмерок трех турниров, выяснится, что ни одна страна не была представлена на всех трех уровнях. Восемь держав – Испания, Франция, Германия, Англия, Бельгия, Голландия, Португалия и Сербия – имели команды в двух турнирах. При этом на счету испанцев два финала (а через несколько часов, возможно, будут и два титула), англичане один раз играли в финале и один – в полуфинале, в активе бельгийцев и французов по два полуфинальных выступления. Так что эти страны, судя по всему, могут с наибольшим оптимизмом смотреть в будущее своего футбола.

Конечно, юниорские, юношеские и молодежные чемпионаты не так прочно оседают в памяти болельщиков, как взрослые турниры (да и проводятся они значительно чаще), так что по прошествии некоторого времени большинство из нас смогут восстановить события уходящего лета разве что при помощи справочных материалов. Наверное, и не требуется помнить все досконально, однако лучше и не забывать слишком быстро. Чтобы потом не удивляться таким неожиданным, на первый взгляд, результатам, как, например, победа сборной Греции на Евро-2004. Разумеется, она была сенсационной, но, если помнить, что в 1998 г. греческая команда играла в финале молодежного чемпионата Европы, и четыре ее игрока в 2004-м отправились в Португалию, триумф сборной Отто Рехагеля уже не покажется столь необоснованным.

Так и события этого лета, не исключено, дадут нам через несколько циклов обоснования успехов, допустим, тех же греков, бельгийцев или сербов на каком-то из грядущих крупных турниров. Поэтому то, что происходит в футболе на юношеском и молодежном уровнях, нужно стараться запоминать если и не во всех подробностях, то хотя бы в общих чертах.

Что касается российских сборных, то, как известно, лишь одна из них сумела пробиться в восьмерку сильнейших – 19-летняя. Но лавров там не снискала, и уже неделю назад мы знали, что она досрочно покинет турнир. Свой заключительный матч российские юноши провели лучше, чем два предыдущих, в которых уступили немцам 2:3 и сербам 2:6. Напоследок сумели взять первое очко, сыграв вничью с французами – 0:0, да и в обороне, как видно по результату, сумели навести порядок.

Возможно, вывод о некотором прогрессе в игре россиян покажется вам притянутым за уши: мол, разве можно всерьез говорить о каких-то положительных сдвигах за два дня? Позволю, однако, возразить, опираясь на специфику юношеского футбола. Она заключается в том, что накануне турнира соперники практически не известны друг другу, что понятно: век таких сборных скоротечен, турниров не много, товарищеских матчей тоже. На взрослом уровне совсем иная картина: о таких командах, как Франция или Германия, Италия или Испания, весь мир знает абсолютно все, поэтому тренер, готовя своих игроков к встрече с ними, может опираться не только на опыт личных встреч, но и, так сказать, на мировой опыт.

С юношами же все совсем иначе, поэтому самую напряженную работу Равиль Сабитов вел не в преддверии, а по ходу турнира. Уже после начала матча с немцами он только начинал анализировать их игру и, по собственному признанию, восхищаться ею. Но предаваться восхищению времени не было, так как требовалось тут же находить ответные ходы. Здесь не до домашних заготовок и разработок – игра строится и изменяется с листа.

И после разгрома от сербов у Сабитова не было времени для посыпания головы пеплом: быстро выступив на пресс-конференции, он рванул из Пашинга в Рид, чтобы посмотреть на игру Франция – Германия (между двумя матчами был разрыв в час, чего хватило, чтобы по австрийским дорогам преодолеть порядка 60 километров). Именно поэтому берусь утверждать, что нулевая ничья с французами стала не случайной удачей, а результатом оперативно полученной и проанализированной информации. Кстати, в том матче россияне имели гораздо больше опасных моментов, чем французы, и были значительно ближе к победе, которая все равно оказалась бы для них бессмысленной с турнирной точки зрения.

Однако печально не то, что российские юноши не стяжали славы на полях Австрии. Куда огорчительнее другое: весь накопленный в турнире опыт, как положительный, так и отрицательный, уйдет, судя по всему, в песок. Сборная прекратила свое существование, и лишь некоторые ее игроки перейдут в молодежную команду, попав при этом к другому тренеру – Борису Стукалову. А что же остается Сабитову, в течение четырех лет набиравшемуся опыта вместе с ними? Опять взять младших юношей – 14-летних, с которыми нужно все начинать с нуля? Для работы с ними требуется совсем иной опыт, отличный от полученного в Австрии.

Видимо, поэтому еще до начала чемпионата Европы было известно, что Сабитов уйдет в какой-нибудь клуб (в первую очередь называлось "Торпедо"). И что теперь делать с тем самым австрийским опытом? Пытаться использовать его на взрослых легионерах? Сомнительная перспектива.

Но должны ли мы осуждать тренера за такой шаг? Едва ли, особенно если призадумаемся о материальной ситуации в нашем футболе. Работая в РФС, Сабитов получал в разы меньше, чем его подопечные, сыгравшие считанные матчи в основных составах своих клубов. Что не мешает им зарабатывать приличные деньги, разъезжать на дорогущих машинах и пользоваться прочими благами профессиональной футбольной жизни.

Понятно, что, перейдя в клуб, Сабитов резко улучшит материальное положение, ведь и в "Торпедо", и в любой другой команде первого дивизиона платят куда больше, чем в РФС. Возможно, Равиль, будучи человеком мыслящим, целеустремленным и честолюбивым (знаю по немалому опыту личного общения с ним), мог бы отодвинуть материальную сторону вопроса на второй план, если бы видел перспективу в дальнейшей работе со сборными. Если бы мог вместе со своими игроками перейти в штаб молодежной сборной, а там – чем черт не шутит – при определенных результатах, глядишь, и в первую команду можно было бы попасть. Но перспективы такой нет, а жить-то надо.

Таким образом, намечается весьма печальная тенденция: лучшие молодые тренеры (а Сабитова я и вправду считаю одним из лучших и наиболее перспективных российских специалистов нового поколения), вместо того чтобы концентрироваться под крылом РФС, распыляются по более чем посредственным клубным командам. Сами и решайте, пойдет ли это на пользу отечественному футболу.

Олег ПРИШИН |
Выбор читателей