|
Напомним, что открытый конфликт между Россией и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе начался в 2004 г. по итогам президентских выборов на Украине, когда наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ признали выборы сфальсифицированными, а наблюдатели от СНГ - прозрачными и демократичными. За этим последовало принятие заявления стран СНГ, обвиняющего организацию в применении практики двойных стандартов и нежелании учитывать особенности отдельных стран.
В 2005 г. Москва уже пыталась сократить свое участие в бюджете ОБСЕ, мотивируя это решение нежеланием финансировать проекты, противоречащие государственным интересам. Доля России в бюджете организации составляла 9%.
В конце 2006 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров впервые заявил о готовности России выйти из состава ОБСЕ. Недовольство российского руководства вызывало чрезмерное увлечение организации мониторингом соблюдения прав человека. Наблюдателей от ОБСЕ обвинили в вынесении политических, а не технических оценок проведению выборов. Позицию России в отношении организации поддержали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
ОБСЕ все обвинения отвергает. БДИПЧ ОБСЕ даже намеревалось бойкотировать парламентские выборы в России из-за имевших место задержек в оформлении виз наблюдателям. Обе стороны конфликта ставили под вопрос возможность участия наблюдателей БДИПЧ в мониторинге президентских выборов в России. Россия продолжает настаивать на необходимости реформирования ОБСЕ с целью возвращения ее к первоначальным принципам и целям учреждения.
Заместитель главы МИД Александр Грушко, озвучивая официальную позицию России, указал вчера на превращение ОБСЕ в инструмент внешнеполитического воздействия, используемый некими странами для достижения односторонних преимуществ. Причем, как подозревает российская сторона, основное участие в финансировании исполнительного института ОБСЕ - БДИПЧ - принимают не европейские правительства, а непонятные фонды и НПО, известные своей активностью в подготовке "цветных" революций. По мнению чиновника, ОБСЕ стоило бы уделять больше внимания не соблюдению прав человека на постсоветском пространстве, а военно-политическому и экономическому сотрудничеству государств Европы.
Меры, которые Россия предлагает применить к ОБСЕ, господин Грушко характеризует как "разумные, скромные и взвешенные". Москва инициировала разработку общего свода правил мониторинговой деятельности БДИПЧ. В ответ на отказ организации прислушаться к рекомендациям Россия сокращает взносы в бюджет ОБСЕ.
Среди претензий к ОБСЕ упоминается антироссийская кадровая политика. Из-за противления западных коллег Россия недостаточно представлена в руководящих органах. Особенно Москве хотелось бы видеть своих представителей во главе миссий БДИПЧ по наблюдению за выборами. Очевидно, этот опыт был бы полезен обеим сторонам конфликта.
Дипломаты говорят, что сокращение финансового вливания в организацию и конфликт вокруг принципов ее работы никак между собой не связаны. Российская сторона мотивирует свои намерения обычным реформированием бюджетной сферы и необходимостью навести в ней порядок. Эта аргументация была востребована и в 2005 году. По сообщениям "Коммерсанта", постепенное сокращение финансирования ОБСЕ со стороны России происходит уже третий год. В 2005 г. Москва перечислила в бюджет организации €7,2 млн, в 2006 г. - €6,8 млн, в 2007 г. - уже €5,9 миллина. В наступающем 2008 г. ОБСЕ может недосчитаться половины от прошлогоднего взноса. Трудно предположить, сделает ли это в преддверии президентских выборов более покладистой БДИПЧ и всю ОБСЕ.
Финансовый шантаж и жесткие заявления о лимитировании количества наблюдателей от организации на 2 марта 2008 г., скорее, вызовут недовольство европейцев. Пока они не склонны драматизировать ситуацию, их неофициальные комментарии вполне лояльны. Но очередной финансовый кризис, сходный с пережитым в 2005 г., может оказаться для ОБСЕ значительно более болезненным, а реабилитация потребует времени.