|
Эксперты считают, что это решение Минобрнауки можно считать поражением в противостоянии с РПЦ, длившемся около шести лет. О необходимости введения в школьный курс дисциплины "Основы православной культуры" в РПЦ заговорили в 2002 году. Предлагали включить новый предмет в обязательную программу и охватить весь период школьного обучения от 1 до 11 класса. Недовольство инициативой православных священников высказывали представители иных конфессий, их поддержали чиновники.
Тогда РПЦ сменила тактику и заговорила о необходимости изучать основы духовно-нравственной культуры в рамках факультативных занятий с согласия родителей и при обязательном учете интересов неверующих граждан. Возражения и напоминания Минобрнауки об отделенности церкви от государства и о поликонфессиональности современного российского общества тонули в пропагандистских выступлениях служителей культа.
В прошлом году чиновников от образования поддержали некоторые видные ученые, указавшие на угрозы клерикализации общества. Но на сей раз Минобрнауки согласился с рекомендациями РПЦ, вынужденно признав, что предложенная православной церковью концепция подразумевает равное участие в образовательном процессе представителей иных конфессиональных организаций, а также возможность изучения основ нравственности не с религиозной, а с философско-культурологической точки зрения.
Все время, пока шли дебаты о целесообразности и форме введения в школьную программу курса "Духовно-нравственная культура", РПЦ аппелировала к просьбам миллионов верующих людей. Правда, каким образом были получены эти ходатайства, так и осталось неясным. Можно с уверенностью предположить, что голоса противников преподавания религиозных курсов школьникам также исчисляются миллионами.
РПЦ немного блефует. В обществе и среди ученых-социологов не существует единого мнения о настоящем и будущем церкви в светском государстве. Результаты социологических исследований религиозности россиян разнятся в зависимости от заказчика и исполнителей проекта. Так, в одном из первых независимых опросов в 1989 г. 53 % опрошенных признали себя неверующими и только 20 % осознавали себя православными. В 2002 г. 65 % россиян называли себя верующими, из них 57,6 % - православными, а 7,4 % исповедовали иные религии. Воцерковленных православных по данным социологов оказывалось и того меньше – 12 % в 2005 году. Цифра эта в постсоветской России несколько сократилась за счет увеличения численности полу- и слабовоцерковленных, в терминологии социологов.
РПЦ, в свою очередь, ссылается на сокращение числа атеистов в России вдвое за период с 1991 по 2006 г., в то время как численность верующих (преимущественно православных) увеличилась с 34 % до 62 % за тот же интервал времени. К этому православные священники часто добавляют, что число верующих иных конфессий сокращается, а распространение православия и степень воцерковленности напрямую зависят от количества храмов в России. Нетрудно заметить, что данные ученых и РПЦ разнятся, и выводы из исследований можно сделать любые.
Примечательно, что против введения религиозного курса в школьную программу выступают представители всех остальных наиболее крупных конфессий России: мусульмане, иудеи, католики и протестанты. Принцип светскости школ является неоспоримым для всех, кроме РПЦ. "Иноверцы" считают достаточным преподавание религиозных основ для всех желающих в рамках воскресных школ. При том что РПЦ декларирует готовность к сотрудничеству со всеми конфессиями, привычка православных иерархов манипулировать голосами верующих и закрепление за РПЦ неофициального статуса государственной церкви вряд ли могут способствовать сотрудничеству.
"Школьная" инициатива Русской православной церкви находится в русле основного тренда последних лет по воспитанию патриотизма и формированию новой идеологии Великой России и, безусловно, поддержана властями. Сегодняшняя капитуляция Минобрнауки - тому подтверждение. Можно вспомнить еще о поспешности, с которой выполняются просьбы руководства РПЦ о возвращении в руки Церкви национализированного некогда имущества, главным образом собственности. Признание того факта, что россияне из всех государственных и общественных институтов наибольшее доверие испытывают к РПЦ, - палка о двух концах и подчеркивает взаимную зависимость Церкви и Кремля. Допуск РПЦ в школы сделает эту связь еще прочнее и оттолкнет от партнеров часть россиян.