Олимпийский пас Колоскова

Читать в полной версии →
Покинув кресло руководителя РФС, Вячеслав Колосков отнюдь не отошел от больших спортивных дел. Во многом благодаря его усилиям Сочи победил в конкурсе на право проведения Олимпиады-2014




Роль личности в истории – тема, мягко говоря, не новая. Что, однако, не мешает нам возвращаться к ней вновь и вновь: и личностей интересных вокруг немало, да и события, на которые эти личности влияют, сами по себе тоже вызывают немалое любопытство. Не менее важно и то, что в ряде случаев это влияние становится известным общественности лишь по прошествии некоторого времени, что заставляет нас возвращаться к событиям, уже ушедшим в историю, и порой оценивать их в новом свете. Вот именно этим мы сейчас и займемся, оглянувшись на несколько месяцев назад, когда на сессии МОК в Гватемале сочинская заявка победила в конкурсе на право проведения зимней Олимпиады 2014 года.

Признайтесь, неужели после того, как стали известны итоги голосования, у вас хоть на мгновение не возникла предательская мысль: "Эх, что-то тут не чисто"? Действительно, победа российского города, не имевшего на тот момент абсолютно ничего для проведения Игр (кроме, понятно, обещаний на самом высоком уровне), выглядела несколько странно, особенно учитывая уровень готовности его конкурентов. Как известно, в Австрии имелись все 11 необходимых олимпийских объектов, а в Южной Корее – семь. Как же могло случиться такое, что виртуальные объекты выиграли у реальных? Неужто имел место некий подкуп?

Подкупа не было, хотя определенная работа с теми, от кого зависел исход голосования, велась, и велась чрезвычайно умело. Велась человеком, который в этом, как говорится, собаку съел, что, собственно, и обеспечило положительный результат.

Давно ли вы слышали о Вячеславе Ивановиче Колоскове? С тех пор как он оставил руководство Российским футбольным союзом, массовое сознание, вероятно, считает его пенсионером. Да, он занимает должность почетного президента РФС, но на отечественный футбол никакого влияния уже не оказывает, тем более что действующий президент Виталий Мутко при каждом удобном случае не забывает упомянуть: от своего предшественника он получил практически разваленное хозяйство, так что сейчас вместо того, чтобы двигать российский футбол вперед, вынужден тратить силы на разбор завалов.

Оставим эти заявления на совести Мутко: как уж он руководит РФС, оценит история. Колосков же и сейчас не бездельничает. Достаточно сказать, что он входит в состав исполкомов ФИФА и УЕФА и в каждой из этих организаций занят в работе трех комитетов (итого, стало быть, в шести). Но есть у него важнейшая должность и на родине: он – единственный штатный советник президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева.

Вот мы и подошли к самому главному. Именно в роли советника президента ОКР Вячеслав Иванович занимался продвижением сочинской заявки. Среди членов МОК, принимавших участие в голосовании, семеро имеют непосредственное отношение к футболу. К ним Колосков, старейший ныне (по стажу) работник руководящих органов мирового и европейского футбола (он ведь трудится на этой ниве непрерывно с 1979 г.), естественно, имеет свой подход. Футбольные голоса во втором туре выборов в Гватемале распределились со счетом 5:2 в пользу Сочи (напомню, общий итог голосования между Сочи и Пьонгчангом – 51:47).

Но не только на футбольном фронте способен побеждать Колосков. Его умелая деятельность принесла Сочи напрямую еще как минимум три голоса – украинцев Сергея Бубки и Валерия Борзова, а также польки Ирены Шевински. Каким образом, спросите вы? Элементарно: их гарантировала поддержка польско-украинской заявки во время выборов места проведения Евро-2012 на исполкоме УЕФА в Кардиффе. Великий принцип "ты мне – я тебе" еще никто не отменял.

В ходе продвижения кандидатуры Сочи Колосков неоднократно встречался в Жоао Авеланжем – бывшим президентом ФИФА. Девяностодвухлетний бразилец, старейший член МОК, знает и контролирует абсолютно все в мировом спортивном движении. И еще за полтора месяца до голосования в Гватемале дал Колоскову полную раскладку сил и однозначно сказал: "Вы победите". Так что если кто и волновался за исход выборов, то только не Вячеслав Иванович.

У Колоскова есть способы воздействия и на очень многих других важных людей в МОК. Так, например, возглавляя комитет ФИФА по проведению клубного чемпионата мира, он в состоянии склонить японцев (до сих пор этот турнир проводился именно в Японии, но отныне на него претендуют и другие страны, так что здесь тоже будет открытый тендер) голосовать за нужные ему проекты даже против их ближайших соседей – таких, как Южная Корея в случае с Олимпиадой-2014, или, скажем, Сингапур в ходе предстоящего голосования по юношеской Олимпиаде-2010.

Такая вот зарисовка к вопросу о роли личности в истории. Конечно, не следует делать из сказанного вывод о том, что отныне все российские заявки будут побеждать во время конкурсов на проведение спортивных состязаний – МОК должен заботиться о популяризации спорта во всем мире, а потому принцип более или менее равномерного распределения должен соблюдаться. Но можно быть уверенным в том, что жизнь даст нам еще немало поводов продолжить разговор на эту тему. Колосков полон сил и решимости, а это о многом говорит.

Олег ПРИШИН |
Выбор читателей