Человек Серебряного века

Читать в полной версии →
В экспозицию мемориальной выставки Муратова вошли не только издания книги "Образы Италии" разных лет, документы и фотографии. "Художественная часть" проекта также представляет значительный интерес




В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина продолжается серия выставок, посвященных крупнейшим коллекционерам и знатокам западноевропейского искусства. Правда, в отличие от Юсуповых и Голицыных, нынешний герой дня шедеврами старых мастеров не обладал. Павел Муратов вошел в историю прежде всего как знаток и критик, автор прекрасного сборника "Образы Италии". Будучи человеком образованным и тонким, Муратов играл заметную роль в интеллектуальных и художественных кругах начала XX столетия. Страстно увлекаясь эпохой барокко, он более чем терпимо относился к современному искусству, что для людей подобного склада большая редкость. Нина Берберова отзывалась о нем как о человеке, который научил ее по-настоящему любить Италию.

В отличие от многих своих коллег, с детства вращавшихся в художественной среде, Павел Павлович Муратов принадлежал к роду потомственных военных. Выпускник Института инженеров путей сообщения и не помышлял об искусстве, пока в 1906 г. судьба не занесла его во Францию; оказавшись в круговороте бурной художественной жизни Парижа молодой вояка неожиданно обнаружил у себя талант литератора, а заодно и насущную необходимость поделиться своими впечатлениями с широкой аудиторией. Вскоре первые статьи будущего критика появляются в "Аполлоне", "Старых годах", "Весах" и других изданиях.

Но поворотной точкой в карьере Муратова считается 1908 г., когда любитель искусства решил прокатиться с друзьями в Италию. Буквально влюбившись в эту страну, он практически сразу приступил к созданию своей самой знаменитой книги. Павел Муратов успел выпустить первые два тома своих "Образов Италии" перед Первой мировой войной – в 1911 году. Этот монументальный труд не только смог отразить восторг всех деятелей Серебряного века перед Италией, но и спровоцировала в дальнейшем переход этой любви на новый, массовый уровень. То, что еще недавно считалось уделом эстетов и знатоков искусства, неожиданно превратилось в народное достояние – можно утверждать, что именно благодаря Муратову Италия остается одним из самых актуальных туристических направлений и в наши дни.

Между тем деятельность ученого отнюдь не ограничивалась итальянским направлением. За несколько лет, предшествовавших Октябрьскому перевороту, он создал несколько фундаментальных трудов как по зарубежному, так и по русскому искусству. Особая заслуга Муратова заключается в "открытии" древнерусской живописи – он не только предложил новую методологию этого доселе мало изучаемого в России материала, но и руководил реставрационными работами в Киеве, Владимире и Новгороде. "Внезапно перед нами открылась огромная новая область искусства, вернее сказать – открылось целое новое искусство. Странно подумать, что еще никто на Западе не видел этих сильных и нежных красок, этих искусных линий и одухотворенных ликов. Россия вдруг оказалась обладательницей какого-то чудесного художественного клада", – писал Муратов. Он продолжал изучать древнерусское искусство и после своей эмиграции в 1922 году. Одна из его самых известных работ "Возраст России" была опубликована в парижском журнале "Возрождение" в ноябре 1933 года.

В экспозицию мемориальной выставки "Павел Муратов – человек Серебряного века" вошли не только издания книги "Образы Италии" разных лет, документы и фотографии. "Художественная часть" проекта также представляет значительный интерес. Здесь представлены картины итальянских мастеров, атрибуция которых принадлежит Муратову, произведения древнерусского искусства из собрания И.С. Остроухова, с которым ученый был в большой дружбе, работы некоторых современников, а также офорты известного итальянского графика XVIII столетия Пиранези, творчеству которого Муратов уделил немало внимания в главной книге своей жизни.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей