ФОТО: museum.ru |
"Золотое Руно" – ведущий художественный и литературно-критический журнал Серебряного века, издававшийся в Москве Николаем Павловичем Рябушинским, художником и сыном известного промышленника, проживавшим в знаменитом особняке на Никитской, сохранившемся и по сей день. Редакция журнала располагалась сначала на Новинском бульваре, затем на Садовой-Кудринской, а в 1909 г. – в Петровском парке, на вилле Рябушинского "Черный лебедь". Всего из печати вышло 34 номера журнала. Редакции было важно осуществить выход на европейский рынок, поэтому подписаться на "Руно" можно было за пределами России: в Париже, Берлине, Лейпциге, Лондоне, Вене, Риме, Мадриде, Копенгагене, Константинополе и Нью-Йорке.
В 1906 - 1909 гг. журнал не только считался общепризнанным идеологическим центром русского символизма, но и сыграл важную роль как в процессе изучения русского искусства XIX в., так и в знакомстве российских читателей с творчеством современных западноевропейских художников.
Деятельность журнала определенным образом объединяла различные художественные направления этой эпохи. Отдавая предпочтение творчеству Врубеля и Борисова-Мусатова, его авторы могли опубликовать, например, большой исследовательский труд, посвященный семантике древнерусской иконы, или серию статей, посвященных "конкурентам" – представителям объединения "Мир искусства". Молодые художники также могли удостоиться внимания его авторов – именно на страницах "Золотого Руна" были отмечены ранние работы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой и Николая Рериха.
Претендуя на кураторскую деятельность, создатели "Руна" вскоре вышли за пределы бумажного издания. В 1907 г. по их инициативе была организована выставка "Голубой розы" – художественной группы, объединявшей художников-символистов, а затем – несколько уникальных по масштабу и художественному уровню экспозиций русских художников и выдающихся мастеров нового французского искусства. Апогеем выставочной деятельности журнала считается экспозиция "Салон "Золотого Руна", – самый известный и масштабный проект, осуществленный в 1908 году.
Сегодняшняя выставка, посвященная деятельности "Золотого Руна", изначально задумывалась с большим размахом, нежели это получилось на деле. Кураторы проекта видели свою задачу в том, чтобы максимально точно восстановить живописный ряд, который сто лет назад использовали их предшественники. На деле это оказалось невозможно, особенно когда речь зашла о зарубежных художниках. Конечно, полотна Ван Донгена, Сезанна, Гогена и других европейских мастеров той эпохи из собрания Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина представлены, но все же их набралось значительно меньше, чем в 1908 году. Пришлось строить экспозицию "по мотивам" того времени. По этой причине сегодня в залах Третьяковской галереи представлены не только произведения художников, активно работавших с 1906 по 1909 гг., но и картины Ге, Иванова и даже Венецианова, которым авторы уделяли много внимания на страницах журнала.
Однако, несмотря на все отклонения от исторической правды, выставка получилась прекрасной. Прежде всего, произведения явно отбирались по качественным критериям, что не свойственно кураторам Третьяковки, обычно предпочитающим тематический принцип. Кроме того, нельзя не оценить умение музейщиков показать до боли знакомые шедевры в совершенно неожиданном контексте. Практически каждая картина, вошедшая в экспозицию и прекрасно известная всем любителям русского искусства и постоянным посетителям галереи, вызывает у зрителя радостное ощущение открытия, а досконально, казалось бы, изученная эпоха Серебряного века неожиданно предстает в новом свете.
До 11 мая в Третьяковской галерее на Крымском валу