|
Совершенно очевидно, что нынешнее падение на мировых товарных рынках связано не столько с вопросами спроса-предложения, сколько с заметным оттоком капиталов инвесторов. Примечательно, что нефтяные котировки проигнорировали такие явно "повышательные" сигналы, как сообщение о закрытии на сутки Хьюстонского канала и ограничение режима работ нефтяных платформ возле побережья Мексики по причине сильного штормового ветра. Куда более значимым для рыночных игроков стали постепенное повышение американских фондовых индексов и рост курса доллара, вызванные последними действиями ФРС. Все это вернуло интерес к традиционным финансовым активам, значительно более удобным для инвестирования средств, нежели товарные фьючерсы. И если оптимистические настроения на финансовых рынках сохранятся еще какое-то время, надутый на нефтяном рынке спекулятивный пузырь сдуется до своих обычных размеров.
Ситуация на нефтяном рынке может осложниться еще больше из-за фундаментальных факторов. Согласно статистическим данным, потребление нефти в США за последние четыре недели снизилось на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а потребление бензина сократилось на 1 процент. Эти данные подтверждают то, о чем на протяжении последних месяцев предупреждали аналитики: потребление нефти в США начало снижаться из-за переживаемого страной экономического спада. А поскольку снижение американцами текущих расходов, выражающееся в сокращение потребления нефтепродуктов и транспортных услуг (это еще впереди), имеет временной лаг, эти цифры вряд ли можно считать окончательными. Инвесторы уловили эту метаморфозу достаточно быстро, что отчетливо видно по динамике перетока капитала из сырьевых активов в финансовые.
Пока преждевременно говорить о том, что нефтяные цены больше не будут совершать резких скачков, но то, что контуры их нынешнего пика уже очерчены, – крайне вероятно. Последние события могут являться предвестием масштабного падения мировых нефтяных цен. Дело в том, что, в отличие от золота и других дорогостоящих активов, нефть не может служить объектом сбережения капиталов от экономических невзгод. Основное ее предназначение – массовое потребление, которое и формирует истинную рыночную картину, сокращая спекулятивную составляющую. Все это, вкупе с американским экономическим кризисом, говорит о том, что формирование предпосылок к серьезной коррекции на рынке нефти близко к завершению.
Вряд ли эта коррекция будет иметь катастрофический характер; для обвала мировых цен на нефть до уровней $30-40, предсказываемого некоторыми экспертами, пока нет оснований. Сомнительно, что потребление нефти в США и других странах в ближайшее время снизится в разы. Не стоит забывать и о Китае, который, даже несмотря на весьма вероятное замедление темпов роста экономики, будет в состоянии поддержать падающий нефтяной рынок. В стране активно идет процесс массовой автомобилизации, который пока еще далек от завершения. Снижение мировых цен на нефть его только ускорит, что, в свою очередь, позволит сбалансировать их на некоем среднем уровне. Не стоит сбрасывать со счетов и потребление во все тех же США и в Европе, сокращение которого вряд ли превысит 10-15 процентов.
Таким образом, заоблачные высоты, которых достигли мировые цены на нефть, вряд ли являются отражением реального положения дел на рынке. Скорее, мы имеем дело с очередным пузырем, надутым под шумок общей паники, вызванной экономическими проблемами в США и неразберихой на финансовых биржевых площадках. Практика показывает, что все без исключения рыночные пузыри в итоге могут либо с грохотом лопнуть, либо относительно плавно сдуться. Что будет с нынешним нефтяным пузырем – покажет время. Хотя воздух из него уже определенно выходит.