ФОТО: AP |
Далеко не все недавние лидеры выдерживают сумасшедшие нагрузки, которые предполагаются при строжайшем выполнении всех предписаний Международного союза конькобежцев (ИСУ). Сейчас вероятность ошибки в любой момент выступления такова, что даже самые сильные и технически подготовленные спортсмены могут упасть или сорвать элемент. Правда, как показывает практика последних лет, и с падениями становятся чемпионами мира, как произошло с немецким дуэтом Алена Савченко – Робин Шолковы.
Еще одна особенность Гетеборга – большое количество "медицинских пауз". Спортсмены (надо сказать, не только на этом чемпионате мира), останавливают выступление, обращаются к врачам (этого, увы, не избежала и российская пара Мухортова – Траньков), а потом попробуй верни настрой на хороший прокат. То, что спокойно воспринимается в хоккее или теннисе, в фигурном катании с его драматургией номера выглядит нелепо. А ведь паузы эти не берутся из ниоткуда. Предел человеческих возможностей у фигуристов практически достигнут, однако правила ИСУ толкают их на максимальное усложнение программ. В итоге молодые, полные сил спортсмены рвут жилы, а потом попадают под нож хирурга.
Чемпионы Европы Оксана Домнина и Максим Шабалин вполне могли из-за больного колена Максима не ехать в Загреб, где проводилось европейское первенство, однако поехали. А после были вынуждены пропустить чемпионат мира. И так происходит со многими спортсменами – потому что у них нет времени ни на медицину, ни на творчество. Во время показа программы они успевают лишь сделать короткую перебежку от элемента к элементу.
Российская школа фигурного катания в Гетеборге продемонстрировала свои возможности во всей красе, да только медалей нам это не очень-то прибавило. Вновь масса зарубежных фигуристов работают под руководством российских тренеров и хореографов, а президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев говорит о несомненном прогрессе по сравнению с предыдущем чемпионатом мира. Как же, год назад у России не было ни единого призера – а теперь вот есть одна медаль! Бронзовая, у танцоров Яны Хохловой и Сергея Новицкого. Предположим, приехали бы Домнина и Шабалин – была бы награда рангом повыше. Но в остальных видах кризис продолжается: русско-японская пара Юко Кавагути – Александр Смирнов заняла четвертое место, одиночники Ксения Доронина и Сергей Воронов показали, соответственно, 18-й и 7-й результат. Да, прогресс кажется таковым в зависимости от точки зрения.
И, тем не менее, слова Писеева о том, что на Олимпиаде в Ванкувере Россия будет бороться за золото в парных видах программы, кажутся реалистичными. Дело в том, что разрыв между соперниками сегодня очень мал. И чемпионы мира в этих видах - Савченко и Шолковы в парном катании, французские танцоры Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер – не смотрятся настолько уж выше соперников. Стало быть, и российские пары теоретически могут сказать свое олимпийское слово.
Совсем иная ситуация в одиночном катании: лидеры смотрятся очень сильно, и россиянам за ними пока не угнаться. И у мужчин, и у женщин есть множество высококлассных претендентов, которым по какой-то причине в Гетеборге не повезло. У мужчин это француз Бриан Жубер, сорвавший короткую программу, но ставший в итоге вторым, швейцарец Стефан Ламбьель, американец Джонни Уэйр, японец Дайсуке Такахаши, чех Томаш Вернер – никто из них в целом не уступает чемпиону мира канадцу Джеффри Баттлу. У женщин 17-летняя японка Мао Асада, конечно, покорила шведскую публику. Но есть еще ее соотечественница, прошлогодняя чемпионка мира Мики Андо, не сумевшая завершить состязания из-за травмы, итальянка Каролина Костнер, очень яркая кореянка Ю-На Ким, финки и американки, не показавшие в Гетеборге всех своих возможностей... Никого хотя бы приблизительно равного им по уровню в России сегодня нет, и нам остается только вздыхать о временах, когда за мировое и олимпийское золото сражались Ягудин и Плющенко или Бутырская и Слуцкая.