ФОТО: proungallery.ru |
Очередной проект, открывшийся в залах галереи "ПРОУН", посвящен творчеству Владимира Стерлигова. Представитель древнего дворянского рода и потомок нескольких поколений интернациональной интеллигенции (в число которых входила, в частности, известная шведская писательница Сельма Лагерлеф), он родился в самое несчастливое для России время. Будучи почти ровесником своего века, Стерлигов испытал на себе все его влияния, начиная с революции 1905 г. и вплоть до брежневского застоя. Невзирая на первые исторические потрясения, детство профессорского сына было безоблачным – в советское время он вспоминал, как мальчишкой катался на санках с Боровицкого холма, а солдат, стоявший в караульной будке у кремлевских ворот, помогал эти санки втаскивать на гору. Затем последовала престижная гимназия, которую, впрочем, закончить так и не удалось – в начале 1920-х самое актуальное образование давала Красная армия.
Владимиру Стерлигову пришлось поступить в летную школу, на картографическое отделение: здесь могло пригодиться его увлечение рисованием. Полувоенная жизнь была тяжела для мальчика из приличной семьи, но все же оставляла частичку свободного времени – все оно уходило на поэтические вечера Маяковского, Есенина, Мариенгофа, Шершеневича, Белого и Ахматовой – в то время будущий художник серьезно увлекался поэзией, а в 1923 г. даже поступил на Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. И лишь благодаря случайной встрече с Верой Михайловной Ермолаевой, художницей и сотрудницей ленинградского Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), Стерлигов уже в 1926 г. был принят в мастерскую Малевича.
Фото: proungallery.ru |
Новый этап творчества начался уже после войны, а точнее - в 1960 г., когда складывается так называемая "группа Стерлигова". Его своеобразная религиозно-пластическая теория – это не только результат духовного прозрения художника, схватившего внутренним взором новый "прибавочный элемент" в живописи – сферическую кривую или "прямо-кривую", но и естественное выражение поисков идеального пространства, предчувствие которого так явственно в абсурдистской поэзии обэриутов, с которыми Стерлигов работал много лет.
В эти годы мастер неоднократно обращался к теме цирка – канатоходцы и гимнасты под цирковым куполом оказались неисчерпаемым источником для экспериментов с полуциркульными и прямыми линиями, в которых нашли свое новое воплощение супрематические уроки, полученные художником в ГИНХУКе. В экспозицию выставки вошло около 60 работ Владимира Стерлигова, объединенных общей темой цирка. Все они были созданы в разные годы, начиная с чудом уцелевших рисунков конца 1920-х годов до более поздних произведений 1960-х годов.