Цирк Стерлигова

Читать в полной версии →
Очередной проект галереи "ПРОУН" посвящен творчеству Владимира Стерлигова. В экспозицию вошло около 60 работ, объединенных общей темой цирка и созданных в разные годы


ФОТО: proungallery.ru



Самые лучшие выставки в новом арт-пространстве, несмотря на обилие раскрученных галерей, заселивших территорию центра "Винзавод", проходят в галерее "ПРОУН", открывшейся относительно недавно и пока мало известной широкой публике. Дело в том, что главный куратор галереи, Марина Лошак, с давних пор работает с русским искусством начала XX столетия и, по всей видимости, хорошо знает коллекционеров, это искусство собирающих. По этой причине экспозиции "ПРОУН" значительно отличаются от прочих мероприятий "Винзавода", нацеленных явно на тинейджерскую аудиторию. Связано это прежде всего с тем, что владельцы раскрученных точек не давно уже не открывают новых имен – то ли ищут плохо, то ли действительно перевелись в нашей стране не только хорошие, но и актуальные художники. На этом фоне графические экспозиции, посвященные классикам авангарда, приобретают особое звучание, тем более что кураторы вовсе не нацелены исключительно на антиквариат – порой в экспозицию гармонично вплетаются произведения современных художников. Вместе с тем мастера первой половины XX в., чье творчество сохранилось до наших дней, уже прошли "естественный исторический отбор" и обладают определенным качеством, что, опять же, резко повышает уровень выставки.

Очередной проект, открывшийся в залах галереи "ПРОУН", посвящен творчеству Владимира Стерлигова. Представитель древнего дворянского рода и потомок нескольких поколений интернациональной интеллигенции (в число которых входила, в частности, известная шведская писательница Сельма Лагерлеф), он родился в самое несчастливое для России время. Будучи почти ровесником своего века, Стерлигов испытал на себе все его влияния, начиная с революции 1905 г. и вплоть до брежневского застоя. Невзирая на первые исторические потрясения, детство профессорского сына было безоблачным – в советское время он вспоминал, как мальчишкой катался на санках с Боровицкого холма, а солдат, стоявший в караульной будке у кремлевских ворот, помогал эти санки втаскивать на гору. Затем последовала престижная гимназия, которую, впрочем, закончить так и не удалось – в начале 1920-х самое актуальное образование давала Красная армия.

Владимиру Стерлигову пришлось поступить в летную школу, на картографическое отделение: здесь могло пригодиться его увлечение рисованием. Полувоенная жизнь была тяжела для мальчика из приличной семьи, но все же оставляла частичку свободного времени – все оно уходило на поэтические вечера Маяковского, Есенина, Мариенгофа, Шершеневича, Белого и Ахматовой – в то время будущий художник серьезно увлекался поэзией, а в 1923 г. даже поступил на Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. И лишь благодаря случайной встрече с Верой Михайловной Ермолаевой, художницей и сотрудницей ленинградского Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), Стерлигов уже в 1926 г. был принят в мастерскую Малевича.


Фото: proungallery.ru

Молодой художник с головой окунулся в новую жизнь – среди его друзей оказались не только самые талантливые художники этого времени, но и литераторы. Не удивительно, что спустя несколько лет ему пришлось разделить судьбу многих из них: за три дня до нового 1935 г. Стерлигов и его ученики были арестованы по клеветническому доносу. Практически все его художественные произведения этого времени погибли (по его рассказам – во время войны, от бомбы), осталась лишь одна живописная работа 1927 г. "Суприматическая доска" и несколько рисунков – они и составляют самую уникальную часть экспозиции, представленной на выставке.

Новый этап творчества начался уже после войны, а точнее - в 1960 г., когда складывается так называемая "группа Стерлигова". Его своеобразная религиозно-пластическая теория – это не только результат духовного прозрения художника, схватившего внутренним взором новый "прибавочный элемент" в живописи – сферическую кривую или "прямо-кривую", но и естественное выражение поисков идеального пространства, предчувствие которого так явственно в абсурдистской поэзии обэриутов, с которыми Стерлигов работал много лет.

В эти годы мастер неоднократно обращался к теме цирка – канатоходцы и гимнасты под цирковым куполом оказались неисчерпаемым источником для экспериментов с полуциркульными и прямыми линиями, в которых нашли свое новое воплощение супрематические уроки, полученные художником в ГИНХУКе. В экспозицию выставки вошло около 60 работ Владимира Стерлигова, объединенных общей темой цирка. Все они были созданы в разные годы, начиная с чудом уцелевших рисунков конца 1920-х годов до более поздних произведений 1960-х годов.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей