|
Крупные государства, производящие современные виды вооружений, официально продают его своим союзникам. Бурно развивающиеся государства проводят тендеры на закупку танков, самолетов и другой военной техники. А вот участникам локальных мини-войн приходится туго из-за эмбарго ООН на поставку оружия в зоны подобных конфликтов. Но раз есть спрос, появляются и предложения. Практически все они реализуются через сложные схемы, при детальном анализе которых выясняется, что распространителями нелегального оружия являются посредники, имеющие прямые выходы на официальных продавцов или производителей.
Самой известной историй подобного рода стала операция "Иран-контрас", проведенная ЦРУ более 20 лет назад. Речь идет о деятельности торгово-посреднической компания Enterprise, которая, работая под "крышей" ЦРУ, продала Ирану более 2000 крылатых ракет и направила вырученные деньги на поддержку ультраправых повстанческих сил "контрас", боровшихся против левого – или, как писали американские СМИ, "прокремлевского" – режима президента Никарагуа Даниэля Ортеги. Тот факт, что при этом нарушалось действовавшее в США эмбарго на поставку оружия Ирану, никого не смущал.
Некоторые эксперты утверждают, что подобные схемы использовали и спецслужбы многих стран, вынужденные изыскивать средства для своей нелегальной деятельности, финансирование которой невозможно провести через официальные институты власти. Но, как заметил в разгар скандала вокруг "Иран-контранс" Буш-старший, "грязные финансовые махинации возникли из-за жадности рядовых исполнителей", которые наживались на "благородном деле". В такой ситуации не стоит удивляться тому, что по всему миру нашлось немало жадных "рядовых исполнителей", усилиями которых и поддерживается нелегальный рынок вооружений.
Поскольку концы этих схем уходят в высшие эшелоны власти, публичные скандалы и разоблачения "посредников" случаются крайне редко. Как правило, только в тех случаях, когда из них можно извлечь финансовые или политические выгоды: добиться передела нелегального рынка, ослабить влияние определенных политических кругов или конкретных политиков, скомпрометировать то или иное государство в целом, как это сделал в 1986 г. Ливан, предавший гласности детали уже упоминавшейся операции "Иран-контранс".
Сегодня в такой скандал оказалась втянута Россия, гражданин которой Виктор Бут месяц назад был задержан в Таиланде за использование этой страны "в качестве базы для ведения переговоров с террористами". Речь шла о намерении Бута и его подельника Андрея Смуляна продать партию оружия колумбийским повстанцам FARC. Судя по сообщениям СМИ, роль боевиков, вступивших в переговоры с "оружейными баронами", исполняли сотрудники управления по борьбе с наркотиками США, расследующие "художества" колумбийской наркомафии, подозреваемой в связях с FARC.
И хотя поводом для задержания стала банальная "подстава", основания для возбуждения уголовно дела, судя по всему, имеются. Еще в 2000 г. представители Великобритании обвинили Бута в незаконных поставках оружия ангольской повстанческой армии. Через год в докладе, подготовленном правозащитной организацией Human Rights Watch для Совета безопасности ООН, имя Бута было упомянуто в связи с нелегальной продажей оружия в Либерию. В 2002 г. в Бельгии против Бута было возбуждено дело об отмывании криминальных доходов. Тогда же был выдан международный ордер на его арест.
Затем на Виктора Бута обратили внимание за океаном. США заморозили активы и передали в комитет ООН по санкциям информацию о 30 фирмах, связанных с бизнесменом. Вашингтон назвал Бута "одним из крупнейших торговцев оружием", а в западных СМИ появилась информация о том, что он продавал оружие в Афганистане, Анголе, Демократической Республике Конго, Либерии, Руанде и Судане, против которых действовали санкции ООН, и даже "дружил" с Усамой бен Ладеном и вождями талибов.
Кроме того, стало известно, что Бут владеет сетью авиатранспортных предприятий, базирующихся в странах Ближнего Востока, Африки, Восточной Европе и США. То есть дело было поставлено на широкую ногу, и теперь можно было бы с удовлетворением заключить, что международного преступника Виктора Бута настигло справедливое возмездие. Все это так, если бы не некоторые бросающиеся в глаза нюансы. Во-первых, сразу после задержания Бута некоторые комментаторы связали этот сюжет с группой российской элиты, которая стремилась "присосаться" к латиноамериканскому наркотрафику, связывающему Колумбию с Балканами, и злорадно прокомментировали ситуацию в том смысле, что теперь Бут всех их "заложит". А такая трактовка, да еще на фоне раздрая внутри российских элит, позволяет говорить о возможности политического заказа.
С другой стороны, задержание Бута произошло через четыре дня после обострения ситуации на границах Колумбии, спровоцированного операцией против FARC, проведенной колумбийскими военными на территории соседнего Эквадора. Участие в этом конфликте президента Венесуэлы Уго Чавеса придало ему антиамериканский оттенок. И в этом контексте скандал с Бутом, который якобы намеревался продать FARC не только переносные комплексы "Игла", но и компоненты, необходимые для изготовления "грязной бомбы", разразился очень вовремя.
Затем стало известно, что во время задержания Бута в Бангкоке американцы "оказали на него давление", добиваясь его согласия на вылет в США. То есть в обход судебных процедур "международного преступника" Бута собирались вывезти в США, и на этом фоне тот факт, что его подельник Андрей Смулян, не то задержанный вместе с Бутом, не то просто присутствовавший при его аресте, неожиданно оказался в США, выглядит косвенным подтверждением версии политического заказа. Еще одной странностью стало поведение официальных представителей России, которые больше месяца хранили молчание.
Дальше начались уже совсем непонятные маневры. Девятого апреля прокуратура Таиланда официально отказалась от предъявления обвинения Буту, после чего "оружейный барон" был выпущен на свободу и тут же снова задержан. На этот раз по требованию Вашингтона, который заявил о намерении добиваться его экстрадиции в США. На следующий день выяснилось, что в короткий промежуток между освобождением и новым задержанием была предпринята еще одна попытка вывезти Бута в США. А сразу после повторного задержания "оружейному барону" удалось – прямо в банкогской тюрьме – записать обращение к правительству России, в котором он просил "принять меры к его освобождению". Выдвинутые против него обвинения Бут назвал "сфабрикованными". Что касается активности Вашингтона, ее он объяснил "неспособностью США урегулировать вооруженные конфликты в Африке и желанием американских властей переложить ответственность с больной головы на здоровую".
В ответ официальный представитель российского МИД Михаил Камынин заявил, что Россия сделает все, чтобы защитить права российского гражданина Виктора Бута и будет отслеживать ход следствия, в том числе и с точки зрения обоснованности выдвигаемых против него обвинений. В то же время, было подчеркнуто, что у России нет оснований для обращения к таиландской стороне с запросом об экстрадиции Бута на родину, поскольку никаких обвинений против него в России не выдвигалось. Такой поворот заставляет вспомнить историю, связанную с убийством в Катаре Зелимхана Яндарбиева. Тогда, после вынесения приговора сотрудникам российских спецслужб, Москве удалось добиться их возвращения в Россию "для отбывания наказания".
Но сегодня такой поворот событий невозможен, поскольку Таиланд уже отказался от выдвижения обвинения. В результате судьба "оружейного барона" и авторитет Москвы оказались в подвешенном состоянии до судебного разбирательства, в ходе которого будет решено, выдавать или не выдавать Бута правоохранительным органам США, которые, судя по всему, уже активно работают с его подельником Андреем Смуляном. В сложившейся ситуации легко представить себе войну нервов, которой будет сопровождаться двухмесячный процесс, связанный с экстрадицией Бута, и то давление, которое предстоит испытать Таиланду со стороны Москвы и Вашингтона.
Особую пикантность этой ситуации придает тот факт, что в роли борца за правое дело выступают США, развязавшие масштабную войну Ираке. А в роли преступника, способного опорочить имидж России, – авантюрист, рыцарь ПЗРК и стингера, который не то использовал свои связи для личного обогащения, не то играл роль посредника в чужой, гораздо более серьезной игре.