|
В лидерах падения оказались бумаги отечественных сырьевых компаний, а также "Сбербанка". Так, обыкновенные акции ГМК "Норильский никель" рухнули сразу на 15,7% (ММВБ) и 12,76% (РТС); 10,18% (РТС) капитализации лишился "Сбербанк"; "Газпром", "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз" похудели соответственно на 8,47%, 9,29%, и 6,16%.
Сегодняшний день с точки зрения ситуации на российских рынках оказался не лучше. К 11:53 индекс ММВБ упал на 7,12% - до отметки 1075,49 пункта. После этого индекс ММВБ несколько отыграл свои позиции и по состоянию на 12:08 находился на отметке 1087,93. Это на 6,06% ниже уровня закрытия вчерашних торгов. Индекс РТС, в свою очередь, потерял 5,29% и упал до отметки 1321,33.
Причиной столь сокрушительного обвала стало стечение негативных обстоятельств, сложившееся на конец лета - начало осени нынешнего года. Прежде всего, это сильное падение мировых цен на нефть, происходящее на фоне не менее резкого усиления американской валюты. Следом идут, конечно же, не самые лучшие новости с фондовых площадок мира и, прежде всего, США, а также политическая неопределенность, связанная с последними событиями на Кавказе и их последствиями. Венцом череды негатива для российского фондового рынка стало вчерашнее заявление главы Минфина РФ Алексея Кудрина о том, что российским нефтяным компаниям в ближайшее время не стоит надеяться на появление новых налоговых льгот.
В своем выступлении глава Минфина был достаточно категоричен. "Как экономист я могу сказать, что Россия подошла к черте, за которой мы не можем снижать налоги. Окончательная точка в части споров о налогах будет поставлена президентом, надеюсь, в сентябре", - заявил он. Тем, кого это не устраивает, министр, по сути, предложил уйти из бизнеса, выставив свои активы на продажу. "Я думаю, что желающих работать при том налоговом бремени, которое уже сейчас существует, было бы очень много", - заметил Кудрин. Доля правды в подобных словах, безусловно, есть. Существующее налоговое бремя можно было бы расценивать как приемлемое, правда, не в условиях усиливающегося падения цен на нефть и постоянного роста себестоимости добычи. С этими же "поправками" доходы российских нефтяников могут существенно пострадать, а бизнес сократиться, что, в свою очередь, скажется на стоимости акций нефтяных компаний.
О том, что нефтяникам (и не только) придется несладко, можно судить и по ситуации на мировом нефтяном рынке. Вчера котировки нефти сорта Brent вплотную приблизились к критической черте - $100 за баррель, достигнув к концу торгов отметки в $101,4 за баррель. Не внушали оптимизма и прогнозы относительно результатов состоявшейся вчера в Вене 149-й сессии конференции ОПЕК. По расчетам некоторых экспертов, картель мог бы принять решение о сокращении добычи нефти. С таким предложением выступали Иран и Венесуэла. Теоретически, подобного рода решение могло быть оправданным ввиду имеющего место перепроизводства черного золота. Между тем на момент подготовки данного материала ситуация складывалась определенно не в пользу подобного решения. За сохранение текущих квот выступил главный участник картеля - Саудовская Аравия. "Рынок действительно хорошо сбалансирован, и мы очень серьезно потрудились с момента последней июньской встречи, чтобы цена нефти достигла нынешнего уровня", - заявил министр нефти этой страны Али аль-Наими.
Впрочем, не исключено, что даже в случае если ОПЕК и прибегнет к снижению квот (что мало вероятно), мировые нефтяные цены могут и не остановить своего падения. Причина тому - все более очевидное снижение спроса на нефть и нефтепродукты в сбавляющих обороты США, ЕС и Китае. Это означает, что уровень $100 за баррель вряд ли окажется непреодолимой преградой, и падение мировых нефтяных цен может продолжиться и в дальнейшем. По крайней мере, до момента установления реального баланса между спросом и предложением.
Следовательно, учитывая, что главная физическая опора российского фондового рынка - цены на нефть - по-прежнему далеки от стабильности, делать оптимистические стратегические прогнозы относительно смены тренда на рынке российских акций, похоже, преждевременно.