Мелодрама повествует о любви еврейки Рахили (Ирина Лачина) и немца Якова (Александр Арсентьев), зародившейся накануне войны. Актуальность ленты, по мнению генерального продюсера Дмитрия Барщевского, становится еще больше в наше время, когда в мире возникают многочисленные конфликты на национальной почве.
Актеры Ирина Лачина и Александр Арсентьев считают свое участие в этом проекте большой удачей. "Когда мне предложили сняться в фильме, то я прочитал роман и понял, что отказаться от этого было бы глупо", - сказал Арсентьев.
Ирина Лачина призналась, что была счастлива, когда ее утвердили на роль Рахили: не часто удается сыграть героиню с таким диапазоном чувств и эмоций. Поскольку действие фильма охватывает немалый отрезок времени, и герои проживают на экране 30 лет, актрисе пришлось делать возрастной грим. Однако Ирину это совсем не испугало, поскольку она уже сталкивалась с подобным изменением внешности. По ее мнению, намного сложнее стареть внутренне: у пожилых людей другая пластика, взгляд, темп речи. Но актриса считает, что это очень интересный опыт, так как судьба героини накладывает отпечаток на игру.
Нелли Уварова рассказала, что ее утвердили на роль, когда она была еще студенткой ВГИКа. Партнером Нелли по фильму стал Дмитрий Харатьян, в которого она была влюблена в детстве после фильма "Гардемарины, вперед!".
Фильм снимали в течение двух лет. География съемок обширная: от украинского г. Щорс до Базеля и Москвы. Специально для съемок в Щорсе был построен целый город, который произвел на участников впечатление настоящего, потому что в нем была душа. Актеры отмечают, что в фильме нельзя было играть, в нем нужно было жить.
Авторы сценария Наталья Виолина и Леонид Зорин постарались максимально перенести на экран литературную основу романа. Однако Виолина добавила некоторых персонажей, а специально для второстепенных героев написала сцены, в которых они могли бы раскрыть свой мир. По ее признанию, дейсвующих лиц не стало меньше, они стали другие.
Наталья Виолина отмечает, что минусом экранизации знаменитого произведения является то, что при прочтении у человека складывается определенный образ того или иного персонажа. При просмотре фильма "впечатление от экрана накладывается на собственное", а они не всегда совпадают.
Анатолий Наумович Рыбаков хотел сам написать сценарий к этому фильму. Но, по мнению Дмитрия Барщевского, автор романа не может быть автором сценария, поэтому он заключил договор и купил права на экранизацию. Писателю договор не понравился, но он его все-таки подписал. Уезжая в Америку, Рыбаков хотел продолжить разговор о сценарии по возвращении на родину, однако он умер за границей. Поэтому фильм можно считать своеобразным завещанием писателя.
Над картиной работала та же команда, что и над "Московской сагой", только с той разницей, что режиссером выступил не Дмитрий Барщевский, а его сын Антон. Для него это стало режиссерским дебютом.