|
"Семьянюки" вот уже пять лет совершают мировое турне: Франция, Англия, Таити, Китай, Корея, Макао, Канада, США, Италия, Голландия, Германия, Бельгия, Швейцария, Шотландия, Испания.
"Семьянюки" живут вшестером под одной (дырявой) крышей - отец, мать и четверо детей. Дом погружен в жуткий беспорядок. Здесь есть все: коллекция оторванных кукольных голов, развешенное белье, сломанные деревянные игрушки, старое радио, стаканы и рюмки всех размеров, нагромождение стульев и столов, горы простыней и матрасов. Члены семьи один другого лучше. Отец, алкоголик и холерик, угрожает уйти из дома; мать огромных размеров держит на себе весь дом и угрожает вот-вот родить; детки-мучители делают все, чтобы доконать папу и маму. Старший сын с всклокоченной шевелюрой - полубог всей этой абсурдной механики, создатель математической формулы, которую он изображает на своих картинах, и фантастических симфоний, которые он играет на воображаемой гармошке. Его сестренки - просто сумасшедшие, что же касается самого младшего, то он таскает за собой все, что только может найти. Особенно ему нравится лошадь, которая ритмично пукает и испражняется шариками от пинг-понга.
"Ни единого слова: все взаимодействие тел, головы двигаются одновременно, члены семьи впадают в безумство, глаза бегают, и предметы вступают в этот безумный танец. Все динамично, как по мановению дирижерской палочки. Не говоря ни слова, эти удивительные актеры-клоуны, которым не больше тридцати, умудряются час сорок пять жонглировать, как по волшебству, всеми отлично поставленными техническими приемами театра и немого кино: пантомимой, акробатикой, танцем, фокусами в зале, поэтическими картинками, хореографией диско. В кулисах, в режиссерском управлении умножают специфические эффекты, используя свет, бутафорию для фокусов на музыкальные темы, которые перетекают от самбы к Шопену через техно и Рихарда Штрауса", - рассказывает художественный руководитель театра Борис Петрушанский.
Создатели спектакля (актеры Ольга Елисеева, Касьян Рывкин, Марина Махаева, Юлия Сергеева, Елена Садкова, Александр Гусаров) говорят, что это спектакль для всех. Он о той жизни, которая, так или иначе, была у каждого человека. "Живи ты в Дании, в Италии, в горячей Бразилии, все равно ты прожил эту жизнь с мамой, с папой, тебя любили, тебя целовали. И про это про все спектакль", - говорят актеры.
Театр "Лицедеи", появившийся в Ленинграде 1 апреля 1968 г., в разгар "оттепели", сразу занял особую нишу в театральном мире. Актеры театра, созданного под покровительством Марселя Марсо и руководством Вячеслава Полунина, являлись приверженцами не существовавшего в то время в СССР стиля клоунской пантомимы. Характерный стиль театра "Лицедеи", когда несколько клоунов, которые играют вместе, по одному сценарию, в одном театре - это особое явление в мировой клоунаде.
В "Лицедеях" и по сей день работают некоторые из создателей театра. В последние годы труппа много гастролировала по бывшему СССР и по всему миру. Актеры показывали свои представления в США, Австрии, Бразилии, Швейцарии, Японии, Испании, Новой Зеландии, Италии, Израиле, Канаде, на Кубе, и везде зрители принимают спектакли на "ура".
Постановки "Лицедеев" рассчитаны абсолютно на все возрастные категории. Дети и взрослые каждый по-своему воспринимают и оценивают спектакль, в котором смешиваются эмоции и критический дух времени. Во время выступления актеры делятся с детьми и взрослыми чем-то очень личным и всеобщим, что не нуждается в словах. Это не цирк в привычном его понимании, а театр на стыке клоунады, эстрады и трагифарса. Смех и слезы, радость и печаль, добро и зло - эти простые чувства и истины в спектаклях театра близки и понятны людям в любой точке земного шара.
"Мы представляем народный театр, площадное искусство и, по большому счету, являемся наследниками скоморошества. Поэтому наша первая задача - совсем не дидактика: не учить зрителя, а сделать его раскрепощенным, вернуть в мир игры. Значит, главное - чтобы зритель смеялся с искренними глазами, вернулся в мир детства, чтобы у него было радостно на душе. А уже потом - смех сквозь слезы, и уже третьим слоем - какая-то мораль, этика", - говорят актеры о своем творчестве. Такова главная миссия театра "Лицедеи" - продолжать вызывать смех, заставлять мечтать и думать, верить в то, что жизнь наладиться, даже если все вокруг летит в тартарары.