|
В Гринписе предположили, что решение о возобновлении работы было принято в угоду интересам владельцев БЦБК, контрольный пакет которого принадлежит лесопромышленной компании "Континенталь Менеджмент", входящей в холдинг "Базовый элемент" Олега Дерипаски.
В то же время во Всемирном фонде дикой природы (WWF) заявили, что, запустив комбинат, способный производить 200 тыс. т целлюлозы и 12 тыс. т бумаги ежегодно, Россия нарушит свои обязательства перед ЮНЕСКО (Байкал, являющийся крупнейшим пресноводным водоемом в мире, входит в список объектов Всемирного наследия).
В Гринписе также заявляют, что открытие БЦБК будет нарушением действующего в РФ международного законодательства. "По сути, это постановление должно быть признано незаконным, так как оно нарушает наше и международное законодательство. По Конституции, международное законодательство имеет приоритет перед национальным, то есть даже если бы это можно было сделать в соответствии с российским законодательством, все равно должно было бы применяться международное, поскольку Байкал - территория Всемирного наследия, а Россия подписала конвенцию, посвященную охране Всемирного культурного природного наследия", - заявил "Yтру" пресс-секретарь Гринпис в России Евгений Усов.
Заявления о том, что БЦБК запущен ради обеспечения работой жителей Байкальска, экологи считают несостоятельными. "Сейчас будущее Байкальска связывают с развитием туризма и альтернативных видов производства, в том числе, основанного на использовании богатых местных природных ресурсов. Для развития туризма здесь есть все возможности: горнолыжный курорт "Гора Соболиная", уникальная природа, готовая инфраструктура, удобное расположение Байкальска в двух - трех часах езды от международного аэропорта Иркутска", - заявили в Гринписе.
Работа БЦБК была прекращена в 2008 г., после перевода предприятия на систему замкнутого водооборота, запущенную для сохранения озера. Новые правила также запретили применять хлор, используемый для производства беленой целлюлозы. В результате комбинат, на котором работали более двух тысяч человек, оказался нерентабельным и был закрыт. Как заявили в Гринписе, экономические проблемы Байкальска не так остры, как кажутся.
"В Байкальске никакого социального взрыва не было и быть не может. Протесты, к сожалению, сейчас многие журналисты и средства массовой информации пытаются представить как протесты связанные с закрытием. На самом деле, это не совсем так: работники требовали вернуть деньги, которые они заработали. Лозунгов типа "Откройте ЦБК, нам жить невозможно без него!" не было", - пояснил Евгений Усов.