ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Дело не в стройматериалах, цены на которые сейчас находятся на "низком старте", ожидая малейшего оживления на рынке. Гораздо больше влияют на конечную цену строительства различные обременения: застройщика обязывают и расселить жильцов сносимого жилья, и подвести за свой счет коммуникации. О том, что застройщики должны получать участки с подведенными коммуникациями и свободные от обременений, говорилось еще на старте программы "Доступное жилье", а воз и ныне там. Да, это должны делать муниципалитеты, но в России они не имеют соответствующих средств даже в благополучной Москве.
А главное, в большинстве своем муниципалитеты не имеют и особого желания способствовать строительству жилья. Ведь, если снять с застройщика все обременения, в чем выгода местных властей? Новое жилье – это расходы на дополнительные маршруты общественного транспорта, дороги, детсады и школы, водопровод и канализацию, новые энергомощности и т.п. Сегодня эти расходы несет застройщик в "добровольно-принудительном" порядке, и окупить затраты он может только ценой жилья.
Пять лет назад мы с коллегой одновременно стали дольщиками: я – строительства в Подмосковье, он – в Праге. Я уж не говорю, что его четырехкомнатная квартира в Праге с отделкой стоила дешевле моей областной "однушки" в виде строительной коробки. Я заплатила полную стоимость квартиры сразу и пять лет ждала заселения в дом, все коммуникации которого до сих подключены по временной схеме. Он заплатил 5% стоимости жилья сразу и 95% – по окончании строительства, которое продолжалось ровно обещанный год. А главное – в его районе вся инфраструктура, от транспорта до школ, была построена опережающими темпами, а в моем доме дети ездят в школу в Москву. Причем, по ВВП на душу населения наш подмосковный городок даст фору и столице: здесь расположены крупнейшие торговые центры, предприятия АПК, склады. А секрет прост: в Чехии, как и во многих станах, подоходный налог платится по месту жительства, и он гораздо выше российских 13%. Там муниципалитетам выгодно привлекать жителей, здесь – нет.
Но и особенности распределения бюджетных потоков – не самое главное. Я убеждена: в России никогда не решить жилищную проблему, если делать ставку только на жилье в собственности.
Посмотрите, что происходит сейчас в моногородах. Работы нет, более того – и не должно быть, ибо запуск предприятия, заточенного под советскую плановую экономику, – это выбрасывание денег на ветер. Но есть люди. И есть их квартиры, находящиеся в собственности. Их некому купить, даже задешево – да и не продадут их задешево, потому что на вырученные деньги ничего не купишь в том регионе, где есть работа, а значит, у людей есть деньги. А уезжать бомжами в никуда люди не готовы – лучше они будут перекрывать трассы и писать президенту. Собственность стала барьером на пути столь нужной России мобильности населения.
Посмотрите, что происходит с реформой ЖКХ – скандал на скандале, кончающиеся тем, что все возвращается на круги своя: управляющими компаниями оказываются бывшие ЖЭКи, а жильцы смиряются с их жутким сервисом, так как не могут платить за что-то лучшее. Тем более что в любом подъезде найдется значительная доля граждан, не желающих, а то и не имеющих возможности раскошеливаться.
Посмотрите, где кончаются ваши права на квартиру: если быть точным, собственники квартир реально владеют лишь внутренними сторонами перегородок и перекрытий – и воздухом внутри. Земля, на которой стоит дом – городская, коридоры, подвалы и чердаки – общие, нежилые помещения, как правило, уже приватизированы давно и не вами. Заработать на размещении на доме рекламы и сдаче в аренду первых этажей не удалось практически ни одному ТСЖ. Да и сами ТСЖ, в результате, превратились либо в профанацию, либо в центр склок и дрязг.
Ни в одной развитой стране нет такой доли квартир в собственности. В собственности находятся дома. Частные – которые граждане покупают, как правило, когда решают закончить карьерный рост и заняться собственным бизнесом либо выходят на пенсию. Многоквартирные – квартиры в которых сдаются в аренду всем тем, кто пока не заработал достаточно, чтобы перестать гнаться за прибыльной работой. При этом и домовладелец, и его арендаторы полностью защищены законом, а арендная плата часто регулируется муниципалитетами. Те же муниципалитеты конкурируют с частными домовладельцами на рынке дешевого жилья: у первых есть масштаб, позволяющий снизить издержки, у вторых – возможность сэкономить на административном аппарате и сделать часть ремонта своими руками. В результате, найти подходящее жилье рядом с работой, как правило, не представляет труда – а это и снижение транспортного потока, и повышение производительности труда работников, не измотанных двухчасовой дорогой, и та же мобильность трудовых ресурсов.
Почему в России до сих пор не наведен порядок на рынке аренды? Для меня это, честно говоря, загадка. Ведь особых затрат это не требует: разве что на принятие соответствующих законов и поправок в Гражданский кодекс. Да вместо того, чтобы пугать владельцев второго жилья повышенными налогами, дать им льготы по налогообложению в случае сдачи в аренду по ценам, утвержденным муниципалитетом. Может, стоит попробовать?