Архивное фото ИТАР-ТАСС |
Мэр Москвы Юрий Лужков уже заявлял о том, что в самом скором времени должен появиться столичный закон о такси. Но вряд ли этого будет достаточно: его действие будет заканчиваться сразу за МКАД, следовательно, аэропорты и крупные торговые комплексы останутся во власти "бомбил". Кроме того, безобразие с таксистами распространено повсеместно, и вряд ли житель Воронежа или Новосибирска менее москвича достоин ездить в безопасной чистой машине с квалифицированным и трезвым водителем, знающим город.
Нужен федеральный закон о такси – закон рамочный, дополняемый в регионах собственными требованиями, не противоречащими его основам. Учитывая, что свое недовольство поведением столичных "бомбил" после терактов высказал премьер-министр Владимир Путин, можно надеяться, что такой документ вскоре будет разработан. Разрабатывать его необходимо с привлечением не только ведомств, но и общественных организаций, представляющих интересы как таксистов, так и потребителей их услуг. Отдать разработку закона чиновникам – значит получить документ, не устраивающий ни таксистов, ни пассажиров.
До сих пор в России отношение к самой услуге не отличается разумностью. Такси у нас умерло вместе с СССР, и эта смерть не вызвала большого сожаления. Отсутствию сожаления способствовало убеждение, что такси – не нужная простому советскому человеку роскошь. "Не нравится – езжай в такси!" – ехидничали граждане, если кто-то выказывал недовольство толкучкой в автобусе.
Убеждение в элитарности этой услуги, на мой взгляд, мешает появлению цивилизованного такси до сих пор. Во многих странах такси – такой же общественный транспорт, как автобус, маршрутка, метро или трамвай. Более дорогой, конечно, но и более удобный. И пользуется он такими же привилегиями, как любой общественный транспорт. Это не только право ехать по выделенной для общественного транспорта полосе, но и те права, которыми у нас, вопреки всякому разуму, пользуются машины с "мигалками". То есть право ехать по резервной полосе, право остановки и парковки там, где запрещено личному транспорту, и т.д., и т.п. При этом, как правило, частникам запрещено таксовать в черте города – подвозить голосующих на дороге они могут только на загородных трассах.
Но и требуют с таксистов строго: машины должны быть исправные и чистые, достаточно просторные. Счетчик – обязателен. В некоторых странах для защиты таксистов от нападений обязательна установка пуленепробиваемого стекла, ограждающего водителя. Часто таксисты обязаны одеваться в униформу. Ну, а медицинское освидетельствование перед поездкой и сдача экзаменов на перевозку людей и знание города – это без вариантов.
При этом – никаких ограничений для желающих заниматься этим бизнесом: ни для компаний, ни для частников. Это создает такую бешеную конкуренцию, что цены на такси приемлемы для граждан даже в бедном Египте. В результате ими пользуются всякий раз, когда в России садятся за руль собственной машины: если нужно доехать быстро и комфортно либо если другой общественный транспорт в пункт назначения не ходит.
Будут ли подобные права и обязанности прописаны в российском законе о такси? Боюсь, что без участия в его разработке общественности – нет. Слишком велико желание чиновников иметь узкий круг компаний – ими легче управлять, с них легче снять максимум налогов и различных платежей в бюджет. Но тогда у нас будет якобы цивилизованное такси – дорогое, редкое и вороватое (как же не украсть, если иначе вся прибыль уйдет в госкарман?). То есть ровно такое, каким оно было в СССР. И смерть которого не вызвала ни у кого сочувствия.