|
Первая система подобного рода была введена в 1997 г. в Гонконге, но наибольшее распространение она получила в столице Великобритании. Практически каждый житель Лондона имеет в своем бумажнике карту Oyster. С ее помощью он оплачивает проезд в общественном транспорте, заправляет автомобиль на бензоколонках и совершает покупки в мелких магазинах, принимающих данные карты к оплате. Причем, количество последних постоянно растет.
Пополнять баланс карты проще простого. По всему Лондону расположены сотни автоматов, позволяющие кинут пару-другую десятков фунтов стерлингов на свой счет. В настоящий момент держателям Oyster являются 34 миллиона человек. Нечто подобное уже имеет место и в России, но этим сервисом пользуется лишь ограниченный контингент граждан, живущих в российской столице. Речь идет о социальной карте москвича.
Теперь есть шанс, что подобная услуга, но с более широкими возможностями будет доступна и более широким слоям населения. Введение бесконтактной дебетовой карты выгодно и гражданам, и бизнесу, и государству. Первые получат очень удобную системы оплаты, и им не придется держать в бумажнике более одного проездного. Да и за другие мелкие услуги гораздо удобнее расплачиваться картой, чем наличными.
Предприниматели получат новый рынок, который оценивается, минимум, в 10 миллиардов рублей ежегодно. Государство в этом случае сможет увеличить налогособираемую базу, что ему также не повредит. Но пока на пути к всеобщему платежному раю стоят два шлагбаума.
Согласно нынешнему законодательству, бесконтактные карты могут использоваться лишь при оплате проезда в общественном транспорте. Второе - все транзакции по электронному товарообороту денег должны проходить через центральный сервер, что в случае с бесконтактными картами невозможно. Их держатель просто не имеет банковского счета, привязанного к ним. Если эти препятствия будут убраны, то ничто не помешает российской платежной системе подобного рода не только догнать, но и оставить хваленый Oyster далеко позади.