|
Мне повезло - страдать от дыма пожаров пришлось большей частью на даче. И хотя смог там, в 200 км от Москвы, был не меньше, но дышалось как-то легче. И даже прицепившаяся ко мне аллергия вела себя тихо. Но работа есть работа - приходилось возвращаться в столицу. И тогда о приближении к дому я узнавала по жуткой крапивнице.
В конце концов я задалась вопросом: а почему, собственно, так происходит? Ведь если смог провоцирует аллергию, то нет разницы, где я им дышу: на природе или в городе. Значит что-то в него добавляется. Вначале я грешила на автомобильные выбросы, но потом заметила, что плохо мне, в основном, именно в родных стенах.
Разгадка обнаружилась, когда однажды я возвращалась домой. Висевший до этого смог вдруг рассеялся, и, проезжая мимо расположенного с наветренной стороны от моего дома завода, я почувствовала невероятную вонь.
Вообще-то этот завод - известный загрязнитель нашего района. Более того, во многом из-за него юго-восток столицы считается грязным. Но все же до сих пор за предприятием, видимо, хорошо следили чиновники-экологи: небольшой запашок, свидетельствующий о том, что выбросы завода усилились и фильтры не справляются, ощущался только по ночам в выходные дни. Ну явно расчет делался на то, что в это время спят не только проверяющие, но и жители. Впрочем, после жалоб жителей, прекратились и такие шалости выходного дня.
Теперь же заводские работники явно решили воспользоваться моментом. Ну смог и смог, кто определит, где там дым от пожара, а где - ядовитые выбросы? Если бы не внезапная перемена ветра, временно отогнавшая дым, вряд ли их удалось бы поймать за руку.
Впрочем, удалось ли? Оказалось не так-то легко пожаловаться на нарушителя. Дело в том, что случилось это под конец рабочего дня. Дежурный Росприроднадзора предложил написать жалобу, которую рассмотрят в течение месяца. Но мне не нужен был ответ через месяц о том, что "факты не установлены" - я хотела, чтобы нарушителя поймали за руку и выбросы прекратились. Если бы не журналистская настойчивость и не уверенность в том, что у ведомства существует оперативная служба, вряд ли мне это удалось. Сама дежурная о возможности такого варианта не упоминала. Более того, попыталась "не понять", о каком оперативном контроле я говорю.
На самом деле у Росприроднадзора существует служба оперативного контроля. Ее дежурные бригады, оснащенные автомобилями и необходимой для забора анализов аппаратурой, обязаны в течение 15 минут после поступления информации о загрязнении прибыть к месту происшествия. Об этом в свое время мне поведал один такой дежурный, объясняя, почему он не может подбросить меня на своем автомобиле за границы района.
Почему о наличии такой службы Росприроднадзор не трубил во всех СМИ во время смога? Более того, никаких упоминаний о ней я не нашла и на сайте ведомства. Вообще этот сайт удивительно мало может помочь обеспокоенным гражданам - ни признаков ухудшения экологической обстановки и способов обезопасить себя, ни круглосуточной "горячей линии" для информации о нарушителях. Как будто загрязняют окружающую среду у нас исключительно по будням с 9 до 18 часов. Вот и мне, благодаря моей настойчивости, дежурная дала лишь мобильный телефон дежурного в моем районе, надеюсь, он не был личным. Общегородской "тревожной кнопки", увы, нет.
Дежурный по району мое сообщение принял, однако насколько это помогло, не знаю - столицу снова накрыл смог. Зато точно знаю, что выбросы завод не прекратил: через пару дней дым опять рассеялся и уже моя подруга, проезжая мимо него, почувствовала вонь...
Сколько в Москве оказалось таких предприятий, которые воспользовались моментом и сэкономили на очистке выбросов? Каков их вклад в то, что смог именно в Москве и ее окрестностях вызвал наиболее тяжелые последствия? Нет информации. Как нет информации и о разорительных штрафах, наложенных на нарушителей, а ведь уж один-то точно существует!
Впрочем, штрафы для нарушителей природоохранного законодательства разорительными у нас никогда не были, сетуют экологи. Как-то еще с советских времен повелось, что выпуск продукции главнее охраны окружающей среды и здоровья людей. А ведь если ввести действительно крупные штрафы, да еще увязать их размер с числом людей, которые могли пострадать от выбросов, решилась бы и проблема с выводом предприятий из Москвы. Сегодня столичные власти могут только уговорить их перебазироваться из города. А если бы штрафы зависели от числа возможных жертв нарушителя, экологически вредные производства сами бы захотели переместиться в места менее населенные.
Пока же я глотаю таблетки, подыскиваю участок в Подмосковье под дом и надеюсь, что ничего похожего на нынешнее лето в обозримом будущем не повторится. О возможных последствиях газовой атаки, устроенной соседским заводом так сказать "под дымок" пожаров, я стараюсь не задумываться - что зря расстраиваться.