|
"Лишь бы дело делал"
А ярмарки меда, ежегодно устраиваемые в Коломенском? На них приезжают люди со всей Москвы, да и не только из Москвы. Где и когда еще можно купить натуральный, без подделок мед по приемлемой цене? За эти ярмарки Лужкову благодарны не только москвичи, но и пасечники половины страны, получившие возможность выйти на огромный и богатый столичный рынок. Между прочим, пример оказался заразительным. Этой осенью в крупнейших торговых центрах и в гипермаркетах известного дискаунтера были устроены медовые ряды. Это при том, что из-за засушливого лета меда нынче пчелы принесли мало: деревенская родня моей соседки прислала ей всего лишь одну банку. "Я на ярмарке больше купила. И лучше - алтайского", - похвасталась соседка.
Среди благодарных мэру - и ветераны войны, получившие жилье раньше своих региональных собратьев, и молодые семьи, сумевшие купить квартиры с помощью субсидий и льготных кредитов - пусть в далеких, практически подмосковных районах, но все же... И мало кто из водителей, выезжая на МКАД, не вспоминает, что именно Лужков превратил Московскую окружную дорогу, когда-то иначе, чем "дорогой смерти" не называемую, в скоростную трассу...
Справедливости ради стоит сказать, что и купивших жилье по дешевой "лужковской" ипотеке, и водителей назвать почитателями Юрия Михайловича все же нельзя: вслед за похвалой обязательно следует "но...". Об этом "но" тоже стоит поговорить.
Надо признать за москвичами редкую практичность. В большинстве своем жители мегаполиса все события и поступки людей вообще и власть предержащих в частности толкуют, исходя из соображений вполне меркантильных. А если еще проще - исходя из принципа: "Живи и дай жить другим". И даже несопоставимость своего материального положения с уровнем жизни столичных чиновников и близких к ним бизнесменов не влияет на убежденность столичного жителя: да пусть воруют, лишь бы дело делали. Опять же, вывод этот сделан вполне эмпирически - наглядный пример иных губерний и республик, куда денег было вбухано не менее, ежели не более, чем в столицу, и все без толку, стал решающим итогом этой гнусной, конечно, но совершено жизненной истины.
Именно этим принципом москвичи руководствовались, когда слабо или даже с возмущением реагировали на сообщения о тех или иных подозрениях, а то и прямых фактах "нецелевого использования средств". Достаточно вспомнить о тех же знаменитых "сантиметрах МКАД". "Сколько там украли, 10 - 15 сантиметров? - вопрошают водители. - Да и бог с ним, дорога-то есть, и хорошая! А другие целиком дороги воруют!"
И, похоже, этого столичного феномена не учли создатели антилужковских фильмов. В результате вместо волны возмущения мэром они вызвали сочувствие к гонимому градоначальнику даже со стороны тех москвичей, которые в последние годы ругали его нещадно. А ругать Лужкова есть за что.
Дорогая моя столица - золотая для них Москва
В 2001 г. тогдашний глава антимонопольного ведомства Илья Южанов приводил строительную отрасль Москвы в качестве положительного примера конкурентного рынка. Строителей было много, строили тоже немало. А главное, квартиру, поднатужившись, мог купить и простой журналист даже без ипотеки - это тогда многие мои коллеги и сделали.
Сегодня они не устают хвалить себя за проявленное благоразумие: купленные за $15 тыс. - $25 тыс. квартиры даже после кризиса стоят впятеро дороже. А нынешний глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев при вступлении в должность чуть ли не первым делом обещал разобраться с монополизмом застройщиков в Москве. Даже специальное подразделение для этого создал. Но оно за эти годы так и не смогло выделить ничего масштабнее "отдельных недостатков". За это же время квадратный метр в Москве подорожал так, что обогнал по стоимости жилье в столицах гораздо более богатых стран, вплотную подобравшись к лондонскому уровню. Основными покупателями которого, замечу, являются арабы и россияне.
В результате, сегодня наблюдается парадоксальная ситуация: купить жилье в провинции стало проще, чем в Москве. Там дешевая ипотека от банков, работающих по программам государственного АИЖК, там местные строители конкурируют с пришлыми московскими, а цена жилья сопоставима с доходами среднего класса. В Москве сегодня даже молодые семьи зачастую отказываются от покупки жилья по "лужковской" ипотеке. Чем брать за небольшие проценты квартиру в столичной Некрасовке, дешевле купить по обычной ипотеке квартиру в соседних областных Люберцах. А за московскую регистрацию молодые держатся мало: для них разница в 1,5 тыс. руб. в пенсии, которая будет когда-то, гораздо менее значима, чем разница в 1,5 млн руб. за жилье, которое требуется уже сейчас.
Те из москвичей, которые остались в городе, тоже имеют претензии к столичной мэрии. Прежде всего, из-за дороговизны жизни. Даром провинциалы хором убеждают нас, что в регионах те же продукты и вещи дороже. Феномен объясняется тем, что Москва - весьма "взяткоемкий" мегаполис. "Барашка" необходимо сунуть и врачу в поликлинике, и медсестре в больнице, чтобы лечили, а не ставили в полугодовую очередь на рентген. Не удается обойти чиновный карман и при устройстве ребенка в детсад и школу. О стоимости проезда по городским магистралям и говорить излишне. И все это - по столичному, немалому, "тарифу".
К магистралям, кстати, у москвичей тоже претензии. Прежде всего, пробки. В последние годы они стали какими-то уж совсем невероятными. Причем уже не столько из-за прибавления машин - с 2008 г. их число не сильно увеличилось, - сколько от каких-то нелепых решений столичных властей. О коллапсе на Ленинградке, к примеру, уже и говорить излишне. Так же, как и о жалобах руководителей аэропортов "Шереметьево" и "Домодедово". Но вот пример, который избежал особого внимания прессы.
Волгоградский проспект - одна из самых загруженных трасс города: через нее проходит дорога в московский район Жулебино, большие города Люберцы, Жуковский и Раменское, жители которых работают, в основном, в столице. Еще больше загружены вливающаяся в него Люблинская и Шоссейная улицы, а также Волжский бульвар - по ним из своих спальных районов едут жители почти всего Юго-Восточного округа. Часть проблем можно было бы решить, просто расширив соединение Люблинской улицы с Волгоградкой - находящийся посреди поворота на проспект пятачок газона в окружении чадящих часами в пробках машин никак на экологию не влиял. Так что, когда в 2008 г. газон этот был окружен строительным забором, автолюбители ЮВАО с новыми силами начали хвалить Лужкова. Ровно до тех пор, пока из-за забора не выглянул... торговый центр. Построенный в виде арки над дорогой, расширить которую теперь невозможно без его сноса.
Вообще, по-моему, рецепт завоевания любви москвичей для нового мэра будет прост: ему нужно будет показательно снести несколько торговых центров. Например, те, которые закрыли здания Курского и Киевского вокзалов, а заодно превратили в мучение продвижение по ближайшим улицам. Или недавно построенный центр на Кутузовском проспекте, из-за которого закрыли левый поворот с Минского шоссе в Матвеевское. Теперь жители этого небедного столичного района вынуждены дважды (!) выезжать на Кутузовский, молясь, чтобы его в этот момент не перекрыли для проезда очередных VIP-персон. Зато при этом они полностью объезжают вокруг ТЦ и могут сполна насладиться выпирающими из него стеклянными кубиками - последним шедевром архитектурного творчества московского розлива.
Городская среда - это еще один вопрос, испортивший отношение москвичей к Юрию Михайловичу. И дело даже не в сомнительных вкусах столичного градоначальника, отражающихся на облике столицы, не в спорах о том, можно ли называть реставрацией снос исторического здания с последующим возведением новодела. Это положа руку на сердце волнует не столь значительные слои населения. Зато многих беспокоит, что в городе стало некомфортно жить. Неудобно, некрасиво, трудно. "Москва - это теперь город не для людей", - вот приговор, который все чаще выносят его жители.
Уверения, что в столице места для строительства мало, уже не принимаются. Потому что достаточно, например, проехать по промзонам, дабы увидеть, как на огромном пустыре за покосившимся забором стоит три ржавых ангара. И какое дело простому обывателю до того, что пустырь этот - федерального или даже вполне частного предприятия, а стало быть, столичные власти могут его владельца только уговорить продать пустошь за приемлемые деньги? Тем более что столичный мэр и сам замечен в пристрастии к тяжелой промышленности в городе, претендующем на звание мирового финансового центра. Это, конечно, лестно - встать наравне с Нью-Йорком, Лондоном и Токио. Вот только нет в этих городах металлургических, автомобилестроительных или нефтеперерабатывающих заводов. Как-то в мире принято, что ты либо финансовый, либо промышленный центр. А попытка сесть на два стула редко заканчивается успехом.
Возвращаясь к жителям юго-востока Москвы, можно назвать и еще одну "черную кошку", пробежавшую между ними и столичными чиновниками - "Черкизон". Перенос печального знаменитого "фенольными тапочками" Черкизовского рынка в Люблино и на рынок "Садовод" вызвал бурные, но безрезультатные протесты жителей района. Позднее московский мэр резко выступил против строительства аналогичного рынка за МКАД, напротив Жулебина. Жителям этого московского района, конечно, повезло, но, боюсь, благодарить за это надо того зама префекта ЮВАО, что живет в городе Котельники, аккурат напротив намеченной было стройки.
Вообще, если делить москвичей на тех, кто, скорее, доволен мэром и на тех, кто им, скорее, недоволен, можно отметить, что к первой группе относятся те, кто нуждается в поддержке, а ко второй - те, кому надо лишь, чтобы им не мешали. И само такое разделение говорит, что любой градоначальник вызовет разнонаправленные чувства. Ведь чтобы что-то кому-то дать, городской бюджет должен это "что-то" вначале у кого-то взять. И сделать этот выбор приемлемым для всех способом невозможно ни у нас, ни и в других странах.