ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Накануне состоялось заседание комиссии, которая выясняла причины предновогоднего коллапса. Как сообщил министр транспорта Игорь Левитин, в результате ледяного дождя 26 - 28 декабря был задержан 801 рейс, еще 408 и вовсе отменены. В аэропортах застряли 20 тысяч человек.
В сложившейся в "Домодедово" ситуации министр обвинил МОЭСК, администрацию аэропорта и Росавиацию. Как выяснилось, свет в "Домодедово" отключился 26 декабря из-за упавших на ЛЭП обледеневших деревьев, а полностью восстановить подачу энергии удалось лишь 29 декабря. Министр отметил, что зарубежом электроснабжение таких стратегических объектов проводится под землей, а энергетики, постоянно перенося сроки окончания аварийных работ, фактически усугубляли положение.
В МОЭСК изданию ответили на обвинения, заявив, что уже через 12 часов после аварии "Домодедово" было подключено к электроснабжению по временной схеме, а в том, что полностью восстановить подачу света удалось лишь через 1,5 дня — виновато руководство аэропорта.
Левитин также раскритиковал администрацию "Домодедово". В аэропорту "не смогли объективно и своевременно оценить обстановку: не была объявлена чрезвычайная ситуация, не было закрытия терминала (с эвакуацией пассажиров)", заявил он. Кроме того, министр отметил, что "Домодедово" в сложившейся ситуации отдавало приоритет рейсам иностранных авиакомпаний в ущерб российским, и впервые подтвердил, что гендиректор аэропорта Вячеслав Некрасов ушел в отставку из-за авиаколлапса.
В "Шереметьево", согласно выводам комиссии, основным виновниками отмены рейсов были менеджеры "Аэрофлота", которые ненадлежаще исполняли обязанности. "Штормовое предупреждение авиакомпания получила заблаговременно, но не позаботилась об обеспечении своих потребностей в противообледенительной жидкости", - отметил глава Минтранса. В результате 26 - 28 декабря были отменены 176 рейсов и еще 264 задержаны. Ответственным за авиаколлапс был признан и территориальный отдел Росавиации, который не обеспечил превентивные меры.
Как заявил Левитин, для недопущения подобных ситуаций в будущем нужно создать резеровирование энергетических мощностей в аэропортах, разрешить Росавиации мониторить задержки и отмены рейсов, организовать производство антиобледенительной жидкости в России и создать ее запасы в аэропортах. Перевозчики же должны информировать пассажиров и установить терминалы по возврату билетов. Операторов аэропортов и авиакомпании нужно также обязать разработать планы по координации действий в случае ЧС.
Напомним, два крупнейших московских аэропорта "Домодедово" и "Шереметьево" были вынуждены практически полностью прекратить работу после ледяного дождя, прошедшего в столице и Подмосковье в субботу, 26 декабря. "Домодедово" в результате полностью лишился электричества из-за обрыва двух линий электропередач, питающих аэропорт. Хотя все необходимые для осуществления полетов системы были подключены к резервным источникам электричества, аэропорт лишился возможности обрабатывать багаж и проводить регистрацию пассажиров. В "Шереметьево" дождь привел к обледенению самолетов и инфраструктуры аэропорта, серьезно осложнив его работу.
В результате из обоих аэропортов не смогли вовремя улететь около 20 тысяч пассажиров. Ситуация осложнилась тем, что пассажиров плохо информировали о происходящем. Многие были вынуждены провести в терминалах, не оборудованных спальными местами, несколько суток.