ФОТО: Mil.ru |
Армия и флот не получили самого необходимого - подводных лодок, учебных самолетов и бронетехники, сообщает "Новая газета" со ссылкой на замначальника управления формирования гособоронзаказа департамента вооружений Минобороны Бориса Наконечного. По данным чиновника, в минувшем году ВМФ недополучил корвет и три подводные лодки; из девяти самолетов Як-130, заказанных для нужд военной авиации, было поставлено только шесть; из 151 единицы БМП-3 исполнители заказа предоставили всего 78.
В связи с этими фактами министр обороны предложил верховному главнокомандующему наказать глав предприятий, сорвавших сроки выполнения заказа. Какие конкретно меры административного воздействия Сердюков предлагает применить по отношению к руководителям, чиновник не пояснил.
В числе причин срыва гособоронзаказа Борис Наконечный назвал слабую организацию работы головных исполнителей, а также малоэффективную работу института федеральных конструкторов. "Подписывая госконтракты, руководитель предприятия берет на себя достаточно серьезные обязательства. И, подписывая такой государственный контракт, он соответственно эти обязательства обязан исполнять", - подчеркнул чиновник, выступая на собрании Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области. По его словам, ряд предприятий этих требований не выполняет.
Издание отмечает, что ранее представители Минобороны не спешили информировать общественность о проблемах, связанных с производством военной техники и оснащением Вооруженных сил. Тем временем наблюдатели, опираясь на данные оборонного ведомства, говорят об очевидном провале программы оснащения Вооруженных сил современным оружием. С учетом потерь, в которых вице-премьер Сергей Иванов обвинил в прошлом году Роскосмос, получается, что не реализована как минимум треть всего гособоронзаказа, запланированного на 2010 год.
Однако специалисты утверждают, что в срыве ГОЗ повинны не только конструкторы и руководители оборонных предприятий. Так, на совещании представителей уральских оборонно-промышленных предприятий (ОПК) директора заводов заявили о том, что контракты составлены таким образом, что производитель "всегда будет крайним". Оборонщики заявили, что по этим контрактам они делали ряд предложений, ни одно из которых не было учтено заказчиком. Также в числе причин срыва прошлогоднего ГОЗ называют ценовую политику Минобороны, которое утверждает стоимость продукции ОПК на уровне 2009 г., и задолженность ведомства перед предприятиями за выполненную работу.
По словам главы Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Сергея Максина, долги Минобороны предприятиям Урала составляют 228 млн руб., что ставит под угрозу выполнение ГОЗ на текущий год. "До сих пор договоров нет, денег нет. Все это подталкивает нас к авральной работе в дальнейшем. Ценовая политика нас загоняет в угол", - сказал Максин.
В целом, аналитики оценивают состояние российской оборонной промышленности как критическое. По словам главного научного сотрудника ИМЭМО РАН генерал-майора Владимира Дворкина, треть предприятий отрасли - фактические банкроты. При этом инвестиции в исследовательские разработки в России в десять раз ниже, чем в развитых странах, а финансовые вложения в основные фонды и расходы на подготовку кадров - меньше в пять раз. По оценке эксперта, без экстраординарных усилий Вооруженным силам РФ уже не удастся выйти на уровень ведущих армий мира.
Напомним, на прошлой неделе Министерство обороны РФ отчиталось о планах перевооружения российской армии в течение ближайшего десятилетия. Военачальники сообщили журналистам, что на госпрограмму модернизации вооружений будет потрачено более 19 трлн рублей. Из бюджета программы 80% финансов направят на закупку нового вооружения, а 10% - на научно-исследовательские работы.