ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Также наши сограждане не исключают, что автомобильное топливо дорожает в результате картельного сговора (12%) и по причине отсутствия контроля над ценами на бензин со стороны государства (11%).
Есть среди респондентов и те (не более 4%), кто считает, что удорожание бензина происходит вслед за инфляцией, ростом цен на нефть и повышением спроса на бензин.
Самой эффективной мерой, принятой правительством РФ для стабилизации ситуации россияне считают проверку нефтяных компаний на предмет сговора (65%). Вторым по популярности стало введение запрета продажи нефти на бирже подставным фирмам, перекупщикам (59%).
Более скептически отнеслись сограждане к повышению экспортных пошлин (47%) и контролю над выводом нефтеперерабатывающих заводов на ремонт с резервированием нефтепродуктов на период ремонта (46%).
Напомним, проблемы с бензином начались в России в апреле, после озвученных премьер-министром Владимиром Путиным требований к нефтяным компаниям снизить цены на нефтепродукты. Предприниматели сделали вывод, что проще торговать на зарубежном рынке, цены на котором не регулируются. В результате в стране начался дефицит бензина, а следом за ним рост цен на топливо.
Сначала топливный кризис захватил Алтайский край, затем схожая ситуация начала складываться в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине, в Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Орловской областях.
Пытаясь исправить ситуацию, правительство РФ решило с 1 мая повысить экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось - до 90% от ставки пошлины на нефть (ранее ставка исчислялась, исходя из коэффициента 0,67). Тем не менее кризис в регионах продолжил набирать обороты. Так, например, дефицит нефтепродуктов в Туве привел к тому, что цены на автомобильное топливо взлетели до 50 руб. за 1 л, а с 18 мая бензин начали выдавать только по талонам.
Эксперты среди основных причин бензинового кризиса называют порочность налоговой политики, непрозрачность рынка и высокие цены на нефть, которые сделали невыгодным производство бензина для внутреннего рынка, а не на экспорт. Специалисты уверены, что простых решений для разрешения данных проблем нет, а потому напряжение на внутреннем топливном рынке будет пока только нарастать.