Россия плетется в хвосте гонки воздушных призраков

Читать в полной версии →
Приближаются времена, когда воевать будут всевидящие летающие машины, способные в любой момент нанести удар. Так что пора присматриваться к птицам, кружащим в небе: нет ли среди них беспилотника, который шпионит за вами или собирается сбросить что-нибудь нехорошее?


Heron TP. Фото с сайта defense-updаte.com



Приближаются времена, когда воевать будут роботы. Но не фантастические сухопутные "терминаторы", а летающие всевидящие машины, способные в любой момент нанести удар "откуда не ждали". Чтобы оценить реальность этой перспективы, достаточно посмотреть на динамику расширения применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) армиями наиболее развитых стран.

Современный модельный ряд беспилотных "воздушных призраков" весьма разнообразен: от многотонных машин, способных наносить высокоточные ракетно-бомбовые удары по противнику, до миниатюрных "стрекоз-шпионов", которые могут влететь в открытую форточку и передавать визуальную информацию на большие расстояния в режиме реального времени. Многие БПЛА имеют и гражданское применение: следят за порядком, преследуют преступников, обнаруживают лесные пожары и пропавшие экспедиции. Стоимость БПЛА составляет от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.

А по эффективности выполнения поставленных задач в соотношении с затратами беспилотники намного превосходят обычную авиацию. Например, эффективность американских ударных БПЛА в последние годы могли по достоинству оценить жители Афганистана и Пакистана, где в пылу борьбы с талибами* американские воздушные роботы не раз наносили удары по мирным жителям. В прошлом году беспилотники ВВС США нанесли по северо-западу Пакистана 110 ракетных ударов. Наращивание числа таких атак происходит, несмотря на протесты официального Исламабада, который считает такие действия Соединенных Штатов грубыми нарушениями своего суверенитета и территориальной целостности. При этом Пакистан намерен и сам "приобщиться" к беспилотному оружию: американцы продадут ему 85 легких БПЛА Raven.

До недавних пор беспилотники производились только в США и Израиле, но сегодня их монополия в этой области разрушена. Китай, создавший свой первый беспилотник всего пять лет назад, в ноябре прошлого года представил на международном авиашоу в городе Чжухай сразу 25 видов весьма продвинутых БПЛА. Среди них было несколько ударных, способных обстреливать ракетами наземные цели, а один оснащен двигателем от истребителя, что делает его самым быстрым беспилотником в мире.

Успехи Китая встревожили, в первую очередь, азиатские державы. В частности, Индия объявила весной, что работает над созданием боевого БПЛА, способного наносить ракетные и бомбовые удары. Индийские беспилотники будут весить до 15 тонн и смогут подниматься на высоту более 9 километров. Свой беспилотник разрабатывает и Южная Корея. Аэрокосмическое подразделение корпорации Korean Air должно к 2014 г. снабдить сухопутные войска страны 30 беспилотниками KUS-9, способными подниматься на 4 км, находиться в воздухе до шести часов и передавать разведданные на 60 километров. Турция намерена приступить к производству БПЛА "Карайель", грузоподъемностью до 70 кг и продолжительностью полета около 20 часов.

Однако мировыми лидерами в создании БПЛА остаются США и Израиль. Например, государственная Israel Aerospace Industries недавно представила компетентной публике новую разработку – первый в мире беспилотный конвертоплан "Пантера", сочетающий в себе качества вертолета и самолета. За счет поворотных винтов он может взлетать и садиться вертикально, зависать в воздухе и летать как самолет. Вес машины составляет всего 65 кг, продолжительность полета достигает шести часов, дальность – 60 км, высота – 3 километра. Беспилотник оснащен всепогодной системой наблюдения и лазерным целеуказателем.

На вооружение израильской армии эта же компания скоро поставит новые БПЛА Heron, превосходящие по своим характеристикам почти все известные аналоги. Такой беспилотник способен выполнять боевые и разведывательные задачи в любую погоду, как днем, так и ночью, оставаться в воздухе в течение двух дней без заправки, подниматься на высоту более 10 км и нести полезную нагрузку в 250 кг при собственном весе в 1200 килограммов.

В США тем временем разрабатываются поистине уникальные "птицы". Например, БПЛА, способный вести патрулирование и наблюдение на больших высотах в автономном режиме непрерывно в течение пяти лет. Контракт на разработку и демонстрацию опытного образца такого аппарата под кодовым названием "Гриф" (Vulture) заключен Пентагоном с корпорацией Boeing. Кроме того, начинается серийное производство самого маленького в мире беспилотного самолета-разведчика (на его создание конструкторов вдохновила колибри). Самолет с размахом крыльев в 16 см и весом 19 г может легко и практически бесшумно влететь в форточку. Он, как колибри, может вертикально взмыть вверх и зависать в воздухе, но также способен развивать скорость до 100 км/час. Этот мини-разведчик, обладающий способностью "видеть" в темноте, будет использоваться в скрытых операциях американской армии: влететь, подслушать, заснять и скрыться.

При этом даже самые мелкие БПЛА скоро станут небезопасными. Так, американская компания Raytheon работает над созданием "умной бомбы" весом всего 6 кг, которой можно будет вооружить небольшой разведывательный беспилотник. Найдя цель, он сможет запустить этот снаряд, управляемый по системе GPS, с четырехкилометровой высоты. А целью может быть отдельный автомобиль или группа людей.

Многие страны предпочитают не изобретать велосипед, а закупать БПЛА у мировых лидеров. По всему миру эксплуатируются тысячи легких беспилотников производства американской компании AeroVironment. В числе ее клиентов – Италия, Дания, Нидерланды, Испания и Норвегия. Япония, уж на что высокотехнологичная держава, намерена закупить в США несколько беспилотных самолетов Global Hawk, способных более 30 часов подряд вести сбор информации с высоты примерно 18 тыс. метров.

Россия и Бразилия предпочли БПЛА израильского производства. В октябре прошлого года наш ОПК "Оборонпром" и Israel Aerospace Industries подписали контракт стоимостью $300 млн на поставку комплектующих и передачу технологий изготовления разведывательных БПЛА. Их производство будет развернуто, предположительно, на базе Казанского вертолетного завода. Предварительно Россия закупила у Израиля опытные партии различных типов БПЛА на $200 миллионов.

У нас развивается и собственная беспилотная авиатехника, но до последнего времени она не устраивала Минобороны. Еще недавно представители ведомства утверждали, что ни одна из отечественных разработок БПЛА не удовлетворяет современным требованиям, что и вынудило закупать беспилотники в Израиле. Но в сентябре прошлого года были проведены испытания сразу 22 российских моделей, и Минобороны заявило, что сможет принять на вооружение некоторые из них после определенной доработки. Президент Дмитрий Медведев признал, что наши беспилотники "стали намного лучше", а произошло это в результате сотрудничества их производителей с иностранными компаниями.

Опыт других ведомств подтверждает, что российские БПЛА не так уж плохи. В 2010 г. увеличились объемы использования беспилотной авиационной техники гражданского назначения: МВД и Авиалесохрана успешно использовали для своих целей беспилотники российского производства, в частности, в борьбе с лесными пожарами. Одним из основных производителей такой техники является компания ZALA AERO, базирующаяся в Ижевске. По мнению ее генерального конструктора Александра Захарова, в России существуют обширные перспективы для развития беспилотной авиации гражданского назначения. В частности, большие потребности в БПЛА у энергетических компаний, а также у правоохранительных органов и той же Авиалесоохраны.

А по словам главного конструктора БПЛА петербургской компании "Кронштадт-технологии" Геннадия Трубникова, даже зарубежные страны проявляют интерес к приобретению беспилотников российского производства, в частности – тактического беспилотника "Дозор-100", который разработан его компанией. Эта машина может находиться в воздухе до десяти часов, вести качественную фото- и видеосъемку и выдавать целеуказания в режиме реального времени. При этом, как отметил Геннадий Трубников, по цене "Дозор" отличается от зарубежных аналогов "в разы" – разумеется, в меньшую сторону.

К другим перспективным отечественным разработкам относится, например, "Типчак", разработанный рыбинским ОАО КБ "Луч". Этот аппарат, весом в 200 кг способен находиться в воздухе до четырех часов и летать в радиусе до 80 километров. НПК "Иркут" работает над машиной "Иркут-200" (стартовый вес 200 кг, полезная нагрузка до 50 кг, время полета – до 14 часов, радиус – до 200 км от пункта управления, рабочая высота полета – до 500 м; численность обслуживающего персонала четыре – пять человек). Казанская компании ЭНИКС уже приняла заказ на поставку Минобороны комплексов БПЛА "Элерон-10".

В целом же, как свидетельствует мировая практика, разработка и производство БПЛА требует довольно небольших вложений – по крайней мере, по сравнению с обычным авиастроением. Поэтому создание беспилотников все чаще доверяют небольшим компаниям. И в этом смысле российские производители, опирающиеся на солидную опытно-конструкторскую базу, имеют неплохие шансы успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на мировом рынке. А рынок этот будет развиваться стремительными темпами. Так что пора уже присматриваться к птицам, которые кружат в небе: нет ли среди них беспилотника, который шпионит за вами или собирается сбросить что-нибудь нехорошее?

* Организация запрещена на территории РФ

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей