Heron TP. Фото с сайта defense-updаte.com |
Современный модельный ряд беспилотных "воздушных призраков" весьма разнообразен: от многотонных машин, способных наносить высокоточные ракетно-бомбовые удары по противнику, до миниатюрных "стрекоз-шпионов", которые могут влететь в открытую форточку и передавать визуальную информацию на большие расстояния в режиме реального времени. Многие БПЛА имеют и гражданское применение: следят за порядком, преследуют преступников, обнаруживают лесные пожары и пропавшие экспедиции. Стоимость БПЛА составляет от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.
А по эффективности выполнения поставленных задач в соотношении с затратами беспилотники намного превосходят обычную авиацию. Например, эффективность американских ударных БПЛА в последние годы могли по достоинству оценить жители Афганистана и Пакистана, где в пылу борьбы с талибами* американские воздушные роботы не раз наносили удары по мирным жителям. В прошлом году беспилотники ВВС США нанесли по северо-западу Пакистана 110 ракетных ударов. Наращивание числа таких атак происходит, несмотря на протесты официального Исламабада, который считает такие действия Соединенных Штатов грубыми нарушениями своего суверенитета и территориальной целостности. При этом Пакистан намерен и сам "приобщиться" к беспилотному оружию: американцы продадут ему 85 легких БПЛА Raven.
До недавних пор беспилотники производились только в США и Израиле, но сегодня их монополия в этой области разрушена. Китай, создавший свой первый беспилотник всего пять лет назад, в ноябре прошлого года представил на международном авиашоу в городе Чжухай сразу 25 видов весьма продвинутых БПЛА. Среди них было несколько ударных, способных обстреливать ракетами наземные цели, а один оснащен двигателем от истребителя, что делает его самым быстрым беспилотником в мире.
Успехи Китая встревожили, в первую очередь, азиатские державы. В частности, Индия объявила весной, что работает над созданием боевого БПЛА, способного наносить ракетные и бомбовые удары. Индийские беспилотники будут весить до 15 тонн и смогут подниматься на высоту более 9 километров. Свой беспилотник разрабатывает и Южная Корея. Аэрокосмическое подразделение корпорации Korean Air должно к 2014 г. снабдить сухопутные войска страны 30 беспилотниками KUS-9, способными подниматься на 4 км, находиться в воздухе до шести часов и передавать разведданные на 60 километров. Турция намерена приступить к производству БПЛА "Карайель", грузоподъемностью до 70 кг и продолжительностью полета около 20 часов.
Однако мировыми лидерами в создании БПЛА остаются США и Израиль. Например, государственная Israel Aerospace Industries недавно представила компетентной публике новую разработку – первый в мире беспилотный конвертоплан "Пантера", сочетающий в себе качества вертолета и самолета. За счет поворотных винтов он может взлетать и садиться вертикально, зависать в воздухе и летать как самолет. Вес машины составляет всего 65 кг, продолжительность полета достигает шести часов, дальность – 60 км, высота – 3 километра. Беспилотник оснащен всепогодной системой наблюдения и лазерным целеуказателем.
На вооружение израильской армии эта же компания скоро поставит новые БПЛА Heron, превосходящие по своим характеристикам почти все известные аналоги. Такой беспилотник способен выполнять боевые и разведывательные задачи в любую погоду, как днем, так и ночью, оставаться в воздухе в течение двух дней без заправки, подниматься на высоту более 10 км и нести полезную нагрузку в 250 кг при собственном весе в 1200 килограммов.
В США тем временем разрабатываются поистине уникальные "птицы". Например, БПЛА, способный вести патрулирование и наблюдение на больших высотах в автономном режиме непрерывно в течение пяти лет. Контракт на разработку и демонстрацию опытного образца такого аппарата под кодовым названием "Гриф" (Vulture) заключен Пентагоном с корпорацией Boeing. Кроме того, начинается серийное производство самого маленького в мире беспилотного самолета-разведчика (на его создание конструкторов вдохновила колибри). Самолет с размахом крыльев в 16 см и весом 19 г может легко и практически бесшумно влететь в форточку. Он, как колибри, может вертикально взмыть вверх и зависать в воздухе, но также способен развивать скорость до 100 км/час. Этот мини-разведчик, обладающий способностью "видеть" в темноте, будет использоваться в скрытых операциях американской армии: влететь, подслушать, заснять и скрыться.
При этом даже самые мелкие БПЛА скоро станут небезопасными. Так, американская компания Raytheon работает над созданием "умной бомбы" весом всего 6 кг, которой можно будет вооружить небольшой разведывательный беспилотник. Найдя цель, он сможет запустить этот снаряд, управляемый по системе GPS, с четырехкилометровой высоты. А целью может быть отдельный автомобиль или группа людей.
Многие страны предпочитают не изобретать велосипед, а закупать БПЛА у мировых лидеров. По всему миру эксплуатируются тысячи легких беспилотников производства американской компании AeroVironment. В числе ее клиентов – Италия, Дания, Нидерланды, Испания и Норвегия. Япония, уж на что высокотехнологичная держава, намерена закупить в США несколько беспилотных самолетов Global Hawk, способных более 30 часов подряд вести сбор информации с высоты примерно 18 тыс. метров.
Россия и Бразилия предпочли БПЛА израильского производства. В октябре прошлого года наш ОПК "Оборонпром" и Israel Aerospace Industries подписали контракт стоимостью $300 млн на поставку комплектующих и передачу технологий изготовления разведывательных БПЛА. Их производство будет развернуто, предположительно, на базе Казанского вертолетного завода. Предварительно Россия закупила у Израиля опытные партии различных типов БПЛА на $200 миллионов.
У нас развивается и собственная беспилотная авиатехника, но до последнего времени она не устраивала Минобороны. Еще недавно представители ведомства утверждали, что ни одна из отечественных разработок БПЛА не удовлетворяет современным требованиям, что и вынудило закупать беспилотники в Израиле. Но в сентябре прошлого года были проведены испытания сразу 22 российских моделей, и Минобороны заявило, что сможет принять на вооружение некоторые из них после определенной доработки. Президент Дмитрий Медведев признал, что наши беспилотники "стали намного лучше", а произошло это в результате сотрудничества их производителей с иностранными компаниями.
Опыт других ведомств подтверждает, что российские БПЛА не так уж плохи. В 2010 г. увеличились объемы использования беспилотной авиационной техники гражданского назначения: МВД и Авиалесохрана успешно использовали для своих целей беспилотники российского производства, в частности, в борьбе с лесными пожарами. Одним из основных производителей такой техники является компания ZALA AERO, базирующаяся в Ижевске. По мнению ее генерального конструктора Александра Захарова, в России существуют обширные перспективы для развития беспилотной авиации гражданского назначения. В частности, большие потребности в БПЛА у энергетических компаний, а также у правоохранительных органов и той же Авиалесоохраны.
А по словам главного конструктора БПЛА петербургской компании "Кронштадт-технологии" Геннадия Трубникова, даже зарубежные страны проявляют интерес к приобретению беспилотников российского производства, в частности – тактического беспилотника "Дозор-100", который разработан его компанией. Эта машина может находиться в воздухе до десяти часов, вести качественную фото- и видеосъемку и выдавать целеуказания в режиме реального времени. При этом, как отметил Геннадий Трубников, по цене "Дозор" отличается от зарубежных аналогов "в разы" – разумеется, в меньшую сторону.
К другим перспективным отечественным разработкам относится, например, "Типчак", разработанный рыбинским ОАО КБ "Луч". Этот аппарат, весом в 200 кг способен находиться в воздухе до четырех часов и летать в радиусе до 80 километров. НПК "Иркут" работает над машиной "Иркут-200" (стартовый вес 200 кг, полезная нагрузка до 50 кг, время полета – до 14 часов, радиус – до 200 км от пункта управления, рабочая высота полета – до 500 м; численность обслуживающего персонала четыре – пять человек). Казанская компании ЭНИКС уже приняла заказ на поставку Минобороны комплексов БПЛА "Элерон-10".
В целом же, как свидетельствует мировая практика, разработка и производство БПЛА требует довольно небольших вложений – по крайней мере, по сравнению с обычным авиастроением. Поэтому создание беспилотников все чаще доверяют небольшим компаниям. И в этом смысле российские производители, опирающиеся на солидную опытно-конструкторскую базу, имеют неплохие шансы успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на мировом рынке. А рынок этот будет развиваться стремительными темпами. Так что пора уже присматриваться к птицам, которые кружат в небе: нет ли среди них беспилотника, который шпионит за вами или собирается сбросить что-нибудь нехорошее?
* Организация запрещена на территории РФ