ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Начнем с того, что потенциал речного транспорта у нас используется крайне слабо. Если в Европе на него приходится 12% коммерческих перевозок, то в России – не более 3%, хотя по насыщенности судоходными реками и озерами она превосходит Европу. Причина такого отставания в недостатке речного транспорта. Его не просто не хватает, а становится все меньше, и плавает он все хуже.
По данным Единой государственной системы информации об обстановке в мировом океане Минтранса, в составе речного флота РФ насчитывается 26 тыс. судов общим водоизмещением 11 млн тонн, в том числе 1568 предназначенных для перевозки пассажиров. Из этих полутора тысяч 80% судов были построены в СССР, а одно – в царской России. Таким образом, затонувший двухпалубный дизель-электроход 1956 года постройки не входил даже в сотню самых древних "калош", плавающих по российским водным артериям. Средняя степень износа речных судов оценивается по-разному: многое здесь зависит не только от года постройки, но и от того, как судно эксплуатировалось. Но в любом случае, она перевалила за 50%.
В некоторых регионах ситуация совсем плачевная. Например, в Башкирии самому молодому судну более 35 лет, а средний износ флотилии превышает 70%. Неудивительно, что в прошлую навигацию из 73 зарегистрированных судов здесь работали всего 25. Немногим лучше дела в Каспийском бассейне. В мае на заседании морской коллегии при правительстве вице-премьер Сергей Иванов озвучил малоприятные факты: подавляющая часть из 148 зарегистрированных в регионе судов – это суда класса "река-море", их средний возраст составляет 30 лет. "В целом отечественный флот, работающий на Каспии, можно охарактеризовать как мелкотоннажный, морально и физически устаревший, неконкурентоспособный", – отметил вице-премьер.
Речной флот обновляется слишком медленно и постепенно деградирует, поэтому не в состоянии играть ту роль в экономике, которую мог бы. Потребность в модернизации и строительстве новых судов ощущается и в морском, и в речном флоте. Причем, по словам президента ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) Романа Троценко, "в речном она ощущается даже больше, потому что в январе 2014 г. вступает в действие новая хартия по безопасности судоходства и эксплуатация речных танкеров с одним дном будет невозможна. Под замену сразу подпадают около шести сотен судов. Эти суда можно модернизировать, однако их средний возраст 25 лет. Мы понимаем, что это колоссальный рынок, и наши ожидания – что в ближайшие два года будет бум в речном флоте и, как результат, в речном судостроении".
Эти слова были сказаны за три месяца до гибели "Булгарии". Теперь, по всей видимости, судостроительный бум неизбежен: проблемы речного флота оказались в фокусе внимания общества и властей.
Чтобы дать законодательный толчок судостроению, Минтранс разработал и внес в Госдуму проект закона о поддержке судостроения и судоходства в РФ. Как раз на днях парламент приступил к его рассмотрению, а катастрофа "Булгарии", очевидно, ускорит этот процесс. Законопроект подразумевает создание специальных судостроительных кластеров, продукция которых будет освобождена от большей части налогов, а ввозимые комплектующие – от импортных пошлин. Верфи, которые подпадут под действие нового закона, получат льготы по таможенным пошлинам на ввоз импортного оборудования, не имеющего аналогов в России (сейчас пошлина составляет 10%), нулевую ставку НДС на новые суда (сейчас – 18%) и ряд других льгот. Предполагается, что действие закона будет распространяться на суда, построенные на российских предприятиях под российский флаг с 1 января 2010 года. Кроме того, законопроект предусматривает снижение эксплуатационных затрат судовладельцев, суда которых будут плавать под российским флагом, за счет снижения налогов. В Минтрансе ожидают, что разработанные меры позволят увеличить конкурентные преимущества российских судов и снизить срок их окупаемости с нынешних 20 до 12 лет. Все эти меры давно назрели, их ждут судостроители. Одно печально: для того, чтобы "процесс пошел", должны были погибнуть люди.