Российскому флоту не могут вернуть родину

Читать в полной версии →
Из трех тысяч судов, имеющих право плавания под российским флагом, воспользовались этим правом лишь три сотни. В открытом море российский флаг можно встретить практически только на военных кораблях


Танкер "Московский университет". ФОТО: ИТАР-ТАСС



Гибель "Булгарии" привлекла всеобщее внимание к проблеме безопасности водного транспорта. Причем не только речного, но и морского. На море в последнее время участились громкие скандалы и ЧП с участием судов, ходящих под "удобными флагами", в связи с чем все чаще звучит тезис о необходимости возвращение российских судов под российский флаг. Однако судовладельцы не меняют тактики: они регистрируют в РФ менее 10% своих "обновок".

Из трех тысяч судов, имеющих право плавания под российским флагом, воспользовались этим правом лишь три сотни. В основном, это небольшие корабли класса река–море, а в открытом море российский флаг можно встретить практически только на военных кораблях. Даже из тех морских судов, которые строятся в России (20-30 в год), российский флаг получают лишь 2-3. Остальные ходят под флагами Либерии, Панамы, Багамских и Маршалловых островов, Камбоджи, Белиза, островов Сент-Винсента и даже такой традиционно морской державы, как Монголия.

Лидерство по тоннажу и количеству судов принадлежит Панаме: под ее флагом в настоящее время ходит без малого четверть мирового торгового флота. В морском ведомстве страны с удовлетворением отмечают, что флот Панамы продолжает расти: только в прошлом году она предоставила свой флаг 688 новым кораблям, из которых 84% сухогрузы и 14% танкеры. Доходы от регистрации судов иностранных компаний обеспечивают значительные поступления в бюджет Панамы: за I квартал 2010 г. панамское Управление морской торговли получило более $22 миллионов.

Чем же так неудобны "удобные флаги"? Тем, что государство, предоставившее такой флаг судну, не несет практически никакой ответственности за него. Компания, эксплуатирующая такое судно, не связана жесткими нормами технической безопасности и охраны труда, она может легко кинуть как своих кредиторов, так и моряков. Их она нанимает зачастую без коллективного договора и страховки, выплачивая деньги в конвертах. Поэтому "кидалово" довольно часто случается, в том числе, и с российскими экипажами. Иногда происходят вещи и похуже, как, например, с экипажем рыболовной шхуны "Партнер", погибшей в Охотском море в январе этого года. Судно ходило под флагом Камбоджи, о его техническом состоянии можно только догадываться, а экипаж не был даже застрахован...

Страны-обладательницы "удобных флагов", как правило, не помогают экипажам "своих" судов, попавшим в плен к пиратам. Достаточно вспомнить, что танкер "Московский университет", ходивший под флагом Либерии, был освобожден из рук морских разбойников отнюдь не либерийскими стараниями. Страны "удобных флагов" не помогают действиям международных сил у берегов Сомали и вообще не принимают участия в борьбе с пиратством.

"Проблема пиратства нарастает, ситуация ухудшается, и в 2011 г. она продолжит усугубляться", – констатировал весной замгоссекретаря США по военно-политическим вопросам Эндрю Шапиро, отметив, что бороться с этим злом "можно только путем международного сотрудничества". Например, путем проведения судебных процессов над пиратами, в чем уже преуспели США (26 процессов) и другие страны. Однако, по словам Шапиро, государства "удобного флага" "не проявляют достаточно политической воли для проведения процессов. Мы должны стимулировать государства к работе по борьбе с пиратством".

Итак, очевидно, что "удобные флаги" – благо только для корыстолюбивых судовладельцев, а для всех остальных – зло. Но неужели абсолютно все российские судовладельцы столь корыстолюбивы и непатриотичны, что совсем не регистрируют свои суда в России? Конечно, нет. Это происходит, главным образом, из-за трудности и затратности процедуры регистрации судов в РФ. Она занимает не менее трех месяцев, тогда как в большинстве других стран – неделю. Кроме того, если судно импортное (а это довольно распространенный случай, поскольку российская судостроительная отрасль за постсоветские годы пришла в упадок), то его счастливому покупателю придется еще выплатить 23% его стоимости на таможне...

Упрощение и удешевление регистрационных процедур давно стало у судовладельческих компаний притчей во языцех. Работа в этом направлении была начата еще в середине прошлого десятилетия, но реального прогресса по-прежнему не наблюдается. Так что пока остается защищать наших моряков, которые вынуждены наниматься на "удобные" суда в отсутствие российских. Активную помощь в такой защите оказывает, в частности, Российский профсоюз моряков. Моряки, обратившиеся за помощью в его Дальневосточную региональную организацию, в 2010 г. получили от судовладельцев около $800 тысяч задержанной зарплаты, а 2009 г. – $2 миллиона. Уменьшение этой суммы является отражением еще одной победы над флотом "удобных флагов": в 2009-2010 гг. были списаны полторы сотни судов, работавших под такими флагами на Дальнем Востоке, на которых, в основном, и происходили нарушения прав российских моряков.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей