ФОТО: АР |
Предполагается, что новый орган объединит все 17 стран еврозоны: в него войдут главы государств и правительств. На должность председателя этого властного института Саркози предложил президента Евросовета Хермана Ван Ромпея. Более того, уже завтра утром Франция и Германия направят ему письмо с соответствующим предложением.
Правительство еврозоны будет назначаться на срок 2,5 года и собираться дважды в год. Меркель уточнила, что решения таких саммитов будут обязательными для их участников.
Чтобы спасти экономику Европы, было также предложено обложить дополнительным налогом финансовые операции, совершающиеся на территории стран еврозоны. Кроме того, Меркель и Саркози заявили о намерении ввести общий налог на французские и германские предприятия с 2013 года.
"Мы попросили наших министров финансов и экономики подготовить предложения, которые будут нам переданы в начале 2012 года на заседании французско-германского совета министров, чтобы, начиная с 2013 года, у нас был общий налог на предприятия в том, что касается его налогооблагаемой базы и ставок для немецких и французских предприятий", - заявил Саркози. Меркель, в свою очередь, сказала, что "это амбициозный проект, но только амбиции позволят нам добиться желаемых результатов".
Руководящие структуры еврозоны уже вступили в отчаянную борьбу с кризисом. Европейский центральный банк проводит интервенции, скупая на рынках долговые бумаги Италии и Испании, тем самым пытаясь сбить опасно возросшую доходность этих облигаций. Наибольшую опасность представляет ситуация в Италии, имеющей третью по величине задолженность в мире.
Ранее министр финансов Греции Эвангелос Венизелос предложил экономическому руководству ЕС начать немедленный выпуск единых облигаций еврозоны и увеличить объем и возможности Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Напомним, EFSF является своеобразной копилкой еврозоны, средства которой могут быть использованы на поддержание стран, оказавшихся в сложной экономической ситуации.
Впрочем, выпуск единых облигаций еврозоны полностью соответствует интересам не самых экономически успешных стран блока, в первую очередь тех, кто уже воспользовался кредитами ЕС и МВФ (Греция, Ирландия, Португалия). При этом он идет вразрез с интересами главных евродоноров - Германии и Франции. Германия решительно сопротивляется подобному решению проблемы, поскольку спасение партнеров по еврозоне в условиях обострившегося кризиса грозит обернуться экономическими трудностями для нее самой.
Еще более неоднозначно выглядит ситуация во Франции. Несмотря на подтверждение высшего рейтинга этой страны, агентство S&P уже заявило: чтобы этот рейтинг сохранялся и дальше, Парижу необходимо приступить к снижению отношения внешнего долга к ВВП. "Если Франции по каким-либо причинам не удастся это сделать, - заявил в интервью Bloomberg TV главный аналитик Evolution Securities Гэри Дженкинс, - если экономический рост в следующем году там будет слабым, то и у нее, несомненно, возникнут проблемы".
Все это серьезно обостряет положение дел как вокруг возможности участия этих стран в выпуске совместных облигаций еврозоны, так и вокруг самой идеи еврозоны. При самом худшем развитии ситуации (угроза дефолта Италии и других стран) Германии и Франции придется решать, спасать ли им евро (во благо двоечников и транжир) ценой собственного экономического благополучия.