День знаний на обломках системы образования

Читать в полной версии →
Под разговоры о модернизации, развитии и прогрессе государство действует по принципу "падающего – толкни". Вопрос, почему образование оказалось сферой недобросовестных и даже криминальных манипуляций, ни у кого уже не возникает


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Последние скандалы вокруг системы образования показали, что мечта о вхождении России в сообщество цивилизованных государств близка к исполнению. Ведь, если отбросить моральные предрассудки, многочисленные нарушения при сдаче ЕГЭ с использованием телефона и Интернета – это признак того, что Россия вполне успешно осваивает высокие технологии и ей не грозит "цифровой голод", считающийся одной из главных бед развивающихся стран. Не может не радовать и тот факт, что в передовых странах во время сдачи экзаменов тоже случаются подлоги и иные злоупотребления. Значит, и здесь Россия идет в ногу со временем. Есть и другие отрадные явления. Когда студенты МФТИ сдают ЕГЭ за подростков из южных республик – это несомненная победа мультикультурализма. Если же за молодого человека ЕГЭ сдает девушка – это еще и удар по сексизму и дискриминации по половому признаку.

Не менее приятно было убедиться в том, что нашей молодежи не чужды идеи солидарности, поднятой на невиданную высоту западными философами новейшего времени: попытка вузовского начальства наказать участников этого хэппенинга толерантности получили отпор со стороны со стороны студенческого сообщества. Особый оптимизм внушает используемая аргументация: "Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также Уголовный кодекс РФ не предусматривают отчисление из учебного заведения", – свидетельствующая о высокой правовой культуре российского студенчества.

Вердикт, вынесенный Российским студенческим союзом, гласит, что "причиной нарушения правил проведения ЕГЭ и утечки их результатов является коррупция в структурах, отвечающих за их организацию, и провал образовательной политики". Министр образования, поставивший вопрос об отчислении провинившихся студентов, был уличен в "правовом нигилизме". Замешанные в этой истории преподаватели, выпускники и их родители были признаны жертвами происков Минобрнауки и Рособрнадзора, которые "попытались перевалить на них всю ответственность" за случившееся.

В общем, ситуация разрешилась ко всеобщему удовольствию. Отчисленным студентам вот-вот вернут студбилеты. Некоторые из засветившихся в скандале выпускников (все они должны были пересдавать ЕГЭ в сентябре) были каким-то образом зачислены в вузы. И это никого не удивляет, потому что всем давно известно, что в нашей системе образования все вопросы можно решить за деньги, подтверждением чего стала громкая история с "мертвыми душами" в списках абитуриентов "Второго меда".

Но нет худа без добра: по результатам этого скандала было решено создать единую базу приемных комиссий. Значит, будут новые компьютеры, будет работа для программистов и системных администраторов. Правда никакие технологические нововведения не гарантируют от новых, более изощренных обманов. Энтузиасты ЕГЭ тоже говорили, что эта система позволит покончить с коррупцией, а скептики предупреждали, что теперь коррупция распространится и на среднюю школу. История с "мертвыми душами" во Втором меде показала, что интеллектуальный потенциал тех, кто готовит врачей, достаточно высок, и это не может не радовать.

Справедливости ради нужно отметить, что махинации при поступлении в вузы бывали и раньше, но их хотя бы стыдились. Что касается системы репетиторства, она, за редкими исключениями, не только гарантировала поступление, но и давала знания. А сегодня многие учителя признают, что уже не учат детей, а натаскивают их на сдачу тестов, качество которых тоже вызывает много нареканий.

Вопрос, почему образование оказалось сферой недобросовестных и даже криминальных манипуляций, ни у кого уже не возникает. Общие правила игры были заданы двадцать лет назад. Для образования эту пилюлю подсластили разговорами о Болонском процессе, хотя, по сути, именно стремление вписаться в мировые стандарты создало предпосылки для всевозможных форм шаманства и странных схем перераспределения бюджетных средств, выделяемых государством на образование.

Теперь наступило время расплаты. В целях экономии средств в пятидесяти вузах ввели платное обучение в магистратуре. Это, так сказать, Болонская система в действии: бюджетные места выделяются только на первые три года, до получения диплома бакалавра, а если хочешь получить полноценное высшее образование, плати сам.

Но гораздо более страшные процессы происходят в системе среднего образования. Подушевой принцип финансирования привел к появлению "мертвых душ" в школах. Недавно скандал с фиктивными учениками разразился в Новосибирске, и теперь контролирующим органам предстоит не только выяснять, куда шли незаконно полученные средства – на развитие школы или в чьи-то глубокие карманы, – но и устраивать проверки других учебных заведений.

Главным результатам финансовых новаций явилось закрытие 12 тысяч школ, что стало серьезным ударом по инфраструктуре, прежде всего, сельских районов. Здесь стоит напомнить, как в 90-е ликвидировались детские сады и профессионально-технические училища, а теперь страна вынуждена тратить огромные средства на восстановление того и другого. Схема была та же самая: промышленность умирает, денег в бюджете нет, и профессиональную подготовку свернули как нерентабельную и невостребованную. А сегодня выясняется, что работать на реанимируемых или вновь создаваемых производствах просто некому.

Картину дополняет наделение школ правами хозяйствующего субъекта и суета вокруг введения новых образовательных стандартов. Первое нововведение закрепляет деление учебных заведений на продвинутые и еле выживающие. Второе – раскалывают общество на тех, кто в состоянии оплачивать полноценное образование своих детей, и всех остальных, для кого школа фактически является местом "передержки" на положенные девять или одиннадцать лет. Т.е. политика в области образования направлена не на подтягивание слабых школ до уровня сильных, детей из малообеспеченных семей – до уровня обеспеченных и благополучных, а на добивание всех недостаточно жизнеспособных.

Под разговоры о модернизации, развитии и прогрессе государство действует по принципу "падающего – толкни". А многочисленные скандалы, вроде истории про директора одной из продвинутых московских школ, выстроившего себе особняк на собираемые с родителей деньги, или летних историй про ЕГЭ и "мертвые души", придают картине своеобразную законченность.

Налицо парадоксальная ситуация: государство воспринимает образование как часть обременительной "социалки", не отдавая себе отчет в том, что от происходящего в школах зависит будущее страны. Речь идет о качественно важных вещах, но к ним почему-то применяются количественные критерии. Культуру общества пытаются конвертировать в презренный металл и, руководствуясь принципом экономии, превращают главный ресурс развития в инструмент социального геноцида и разрушения нравственности.


Обсудить на Facebook

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей