ФОТО: AP |
На фоне депрессивной и погрязшей в долгах Европы она уже не выглядит, как некогда, "больным человеком". С экономическим ростом в 9% и без проблем с долгами и дефицитом бюджета Турция выглядит сейчас здоровее всех стран ЕС. И, кстати, несмотря на тяжело идущие переговоры, уже фактически считает себя одной из них. На днях министр Турции по делам ЕС Эгемен Багыш заявил: "во время крушения Османской империи ее называли "больным человеком Европы", а не Азии. Если мы были европейцами в самые плохие времена, то сегодня мы категорически являемся европейцами, потому что переживаем самый блестящий период своей истории".
А вот как Турция "блистает" на мировой арене. Она в одностороннем порядке разорвала торгово-экономические отношения с Израилем, выдворила израильского посла и дала команду распознавать израильские истребители не как "друг", а как "враг". Все из-за того, что Тель-Авив не извинился за прошлогодний силовой захват "флотилии свободы", которая везла грузы сомнительного назначения в палестинские территории (тогда погибли граждане Турции). Премьер-министр Реджеп Эрдоган заявил, что Турция "обладает мощью и возможностью предоставлять эскорт", намекнув таким образом, что Анкара может взять под вооруженную защиту следующую флотилию. Тут же досталось и США, которые решили помирить двух своих верных союзников на Ближнем Востоке. "Мы не нуждаемся в посредниках, наши требования ясны, и пусть никто не пытается проверять их на серьезность", – заявил министр иностранных дел Ахмет Давутоглу.
А в конце прошлого года Анкара оппонировала НАТО, заявляя о неприемлемости указания Ирана в качестве угрозы, против которой создается система ПРО. "Турция не желает становиться пограничной страной как во времена холодной войны. Мы должны поддерживать атмосферу доверия, не допуская поляризации", – разъяснял тогда Давутоглу.
Наконец, недавно на языке ультиматумов Анкара начала говорить и с Евросоюзом – несмотря на стойкое желание в него вступить. Впрочем, это желание порой побуждает Анкару делать крайне противоречивые заявления, вплоть до угрозы полного прекращения переговоров. А тут еще наметилась возможность назначения в 2012 г. страной-председателем ЕС Кипра. Этот остров, как известно, разделен на греческую и турецкую части, причем независимости последней – Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК) – не признает никто, кроме Турции. Анкара же считает нелегитимной греческую республику на Кипре. И вот, вице-премьер Турции Бешир Аталай заявил: "если греки-киприоты будут председательствовать, мы заморозим наши отношения с ЕС".
Весьма резко реагирует Анкара и на попытки греческого Кипра вести разведку и разработку углеводородных месторождений в Восточном Средиземноморье. Бешир Аталай заявил, что это вовсе не экономическая деятельность, а политическая провокация, и призвал Кипр воздержаться от таких действий. А Эгемен Багыш чуть ранее подчеркнул, что все варианты решения проблемы находятся на столе, "и для этого у нас есть военно-морской флот". Кстати, как раз на днях Турция продемонстрировала миру свою новую крылатую ракету. Поскольку Кипр проигнорировал предостережения Анкары, Турция объявила о своем намерении начать разработку нефтегазового месторождения в Средиземном море. Причем Эрдоган пообещал, что турецкие военные корабли и авиация будут постоянно наблюдать за ситуацией и охранять районы добычи углеводородов. Затем Турция подписала договор о разграничении шельфа с ТРСК, игнорируя греческую часть Кипра.
В общем, Анкара дает понять, что ни союзнические отношения в рамках НАТО, ни стремление вступить в ЕС для нее не являются приоритетными ценностями, ради которых она готова уступить свои политические позиции или экономические интересы.
А уж сколько раз власти Турции требовали извинения у зарубежных лидеров за их "неосторожные" высказывания – не счесть! Только в этом году, кроме главы Израиля, в число таких лидеров попали президент Армении Серж Саргсян и канцлер ФРГ Ангела Меркель. А ведь правительство Эрдогана когда-то провозгласило своим политическим кредо "ноль проблем с соседями"...
Что касается российско-турецких отношений, они, несмотря на видимость политической дружбы, тоже далеки от идеальных. Анкара уже почти год не дает разрешение на прокладку газопровода "Южный поток" в своей исключительной экономической зоне Черного моря. Одновременно она активно способствует реализации европейских энергетических проектов, прокладывающих новые трубопроводы по ее территории. Уже построены нефтепровод Баку-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. На очереди – газопроводы TGI (Турция-Греция-Италия) и Nabucco. Правда, Турция добивается участия в них на правах не послушного транзитера, а перекупщика углеводородов и хочет таким образом поставить Европу в зависимость от себя.
И все же, несмотря на экономические успехи и растущий политический вес, Турция остается "больным человеком". Как Европы, так и Азии. Во-первых, у нее больное самолюбие. А во-вторых, раздвоение личности: созданная Кемалем Ататюрком как светское государство, сейчас она возвращается к исламским корням, но парадоксальным образом одновременно усиливается и культ личности Ататюрка. В целом же Турция остается "не совсем своей" как в Европе, так и в мусульманском мире. Видимо, от этого ее политика и носит такой подчеркнуто независимый характер.