|
Вообще, история получилась весьма запутанная. Изначально начальник кабульского аэропорта Якубулло Расули сообщил радио "Озоди", что сегодня утром был задержан самолет Ан-72, зарегистрированный в России и принадлежащий российской компании Rolkan. Задержание, по его словам, произошло по приказу Министерства транспорта Афганистана, так как у экипажа самолета не оказалось соответствующих документов для полета в воздушном пространстве страны. Эта же причина, кстати, стала основанием для задержания в Таджикистане в марте этого года самолетов Rolkan, на которых прилетели российский и эстонский летчики Владимир Садовничий и Алексей Руденко - фигуранты нашумевшего дела.
Генеральный директор Rolkan Сергей Полуянов сразу опроверг информацию о задержании, так как самолета Ан-72 в Кабуле у компании никогда не было.
Российские власти, так же как и афганские, оказались вообще не в курсе событий. Заведующий консульским отделом посольства России в Афганистане Алексей Переверзев рассказал РИА "Новости", что ни вчера, ни сегодня по официальным или неофициальным каналам в российскую дипмиссию за юридической или иной помощью россияне не обращались.
А официальный представитель МИД Афганистана Ир Барьялай заявил, что не располагает информацией о задержании самолета Ан-72. "Ни вчера, ни сегодня самолеты указанной марки в аэропорту Кабула не садились", - уточнил он.
Во второй половине дня в Росавиации все-таки подтвердили задержание самолета в кабульском аэропорту. Однако сообщили, что лайнер не Ан-72, а Ан-74. При этом, по данным ведомства, этот самолет "не состоит в Государственном реестре гражданских воздушных судов России и не относится ни к государственной, ни к экспериментальной российской авиации". А сама авиакомпания Rolkan не является российским авиаперевозчиком.
Наконец, президент авиакомпании Rolkan Валерий Пфеффер заявил, что задержанный в Кабуле Ан-74, действительно, принадлежит Rolkan, но его арендует компания Aerospace Consortium, передает "Голос России". По словам бизнесмена, Aerospace Consortium задолжал $2,5 млн, поэтому самолет не хотели выпускать из аэропорта. Экипаж Ан-74 находится на свободе, его никто не арестовывал, отметил Пфеффер. "Но мы заплатили положенные $40 тысяч и передали весь пакет документов афганским властям. Надеюсь, что в ближайшие дни мы сможем забрать самолет. Летчики находятся на свободе, никто их не арестовывал", - добавил он.
Между тем пресс-секретарь Министерства транспорта Афганистана Нангалай Клатвол заявил, что ранее в Кабуле были задержаны еще два "незаконных" самолета, не собщив подробностей. А другой неназванный источник в Минтрансе сообщил, что проверки самолетов иностранных компаний, перевозивших грузы для сил НАТО, в последнее время вообще участились.
Тему полета двух Ан-72 из Кабула в таджикский город Курган-Тюбе и вынесенный в Таджикистане приговор летчикам Rolkan руководство афганского Минтранса комментировало неохотно. Замглавы ведомства Саид Мехди лишь подтвердил, что лайнеры с российским и эстонским летчиками вылетели из Афганистана в Таджикистан, где и были задержаны.
Компания Supreme и ее подразделение Supreme Food, которое обслуживала российская Rolkan, занимаются поставками продуктов питания, в том числе по заказу гуманитарных организаций. Rolkan обвиняется в том, что в течение длительного времени осуществляла коммерческую деятельность на территории Афганистана без соответствующих документов. Два дня назад стало известно, что еще в марте против главы компании Сергея Полуянова было возбуждено уголовное дело. По некоторым данным, он сразу узнал о готовящемся аресте и уехал в Москву, а летчики экстренно вылетели в Таджикистан.
Как утверждала защита пилотов на процессе, Садовничий и Руденко 12 марта 2011 г. были вынуждены сесть в аэропорту города Курган-Тюбе. По словам летчиков, разрешение на посадку они перед полетом получили в устной форме, а при подлете в таджикский аэропорт не могли вернуться в Кабул из-за опасений нехватки топлива. Авиационный двигатель, находившийся на борту одного из самолетов, в контрабанде которого их обвинили, как утверждают пилоты, являлся запасным и не предназначался для продажи или реализации в Таджикистане.
После приземления экипажи обоих самолетов были задержаны. Они находились под домашним арестом в одной из гостиниц до 12 мая, затем были отпущены на свободу, а командирам 8 ноября суд назначил наказание в виде лишения свободы на 8,5 лет, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении госграницы и нарушении правил международных полетов. Сразу после этого стало известно, что экипажи были арестованы по запросу афганской стороны. Об этом сообщил сам генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода.
"Авиационные власти Афганистана не давали им разрешения на вылет из кабульского аэропорта и просили таджикскую сторону задержать их и арестовать самолеты в аэропорту города Курган-Тюбе, где они и приземлились, несмотря на запрет "Таджикаэронавигации", - заявил, в частности, генпрокурор.
Сегодня эту информацию подтвердили и авиационные власти Афганистана, передает BBC. Кроме того, источник в Кабуле на условиях анонимности сообщил, что в Афганистане задержаны еще семь человек, имеющих отношение к этому делу - это афганские граждане, сотрудники государственной авиакомпании Ariana. Их обвиняют в том, что они незаконно помогли российским коллегам покинуть территорию Афганистана весной этого года.
Сразу после того как в России, где дело летчиков назвали "политически ангажированным", заговорили о возможности введения визового режима с Таджикистаном, прокуратура Хатлонской области сделала первый серьезный шаг навстречу - направила протест на решение суда по делу летчиков, назвав приговор излишне суровым. Однако запутал ситуацию отправленный сразу после этого в Генпрокуратуру РФ официальный запрос с требованием задержать руководителя авиакомпании Rolkan Сергея Полуянова.
Россия, впрочем, не намерена выдавать Душанбе своего гражданина, пишет "Независимая газета". "Меры к установлению его местонахождения будут приняты лишь при условии получения Москвой материалов уголовного дела. Согласно Конституции РФ, мы не выдаем своих граждан иностранным государствам, впрочем, как и подавляющее большинство зарубежных стран", - сообщили в МВД РФ.
По мнению экспертов, противоречивые шаги таджикской стороны указывают на полную растерянность и отсутствие четких указаний от президента Эмомали Рахмона, который пообещал взять дело летчиков под личный контроль.
Тем временем Россия, которая пригрозила принять "асимметричные меры" сразу после оглашения приговора, продолжает депортацию таджиков. В группы высылаемых попадают даже мигранты, чьи документы в порядке, а проверки и рейды уже не ограничиваются Москвой. Как сообщил лидер Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири, задержания граждан Таджикистана происходят в Петербурге, и ходят слухи, что скоро начнутся в Сибири. По некоторым данным, ФМС готовится выслать из страны больше десяти тысяч таджиков.