|
Оказывается, в тот день девушка пошла в магазин купить пельменей и черного хлеба. Ничего, казалось бы, особенного. Когда Наташа встала в очередь на кассу, то вспомнила, что забыла хлеб на прилавке. "Очень милая молодая женщина на мою просьбу сказать следующему в очереди, что я забыла хлеб и через минуту вернусь, тихо и почти беззлобно ответила: "Решайте свои проблемы сами".
Пост вызвал массу комментариев – из которых выяснилось, например, что на днях девушке за рулем молодой мужчина-водитель из соседней машины плюнул в лицо. То есть вроде бы и раньше были на дорогах какие-то конфликты. Но в лицо почему-то не плевали.
Другой пример. У нас в Люберцах около столба всегда стоит очередь на маршрутку. Обычно небольшая, но все-таки очередь. Так вот, последний месяц появилась странная тенденция – обязательно найдется кто-нибудь, кто придет позже всех и встанет на три метра впереди очереди. Размахивая руками, остановит маршрутку возле себя (мол, не знаю, чего это вся очередь так далеко от меня растянулась?) и влезет первым. Другая какая-нибудь коза обязательно оббежит тебя при подъезде маршрутки и тоже окажется первой. Мол, в суете не важно, кто где стоял. Если залезаешь на подножку и просишь подвинуться, неизменно получаешь ответ: "Не буду!" – Почему? – "А по кочану! Решайте свои проблемы сами...".
Вроде бы обычные ситуации, но все десять лет, пока я живу я этом районе, такого никогда не было. До марта этого года.
Один мой знакомый 66 лет от роду, директор предприятия с зарплатой 540 тыс., недавно заехал в Люберцы к школьной подруге. Решил сводить ее в ресторан. В первой же люберецкой забегаловке, где кроме гопоты никто не тусуется, но зато висит вывеска "ресторан", пара получила от ворот поворот: "Куда, пенсионеры, прете? – возмутился охранник. – У нас тут дорогое заведение для достойных людей!"
"Согласна, озверение невероятное", – замечает в Facebook другая моя знакомая, журналист Наталья Осипова. "Пора валить отсюда", – предлагает Кирилл.
Что такое российский менталитет, я в полной мере увидела на международных соревнованиях по парапланеризму. В качестве участницы я бывала на многих из них. Вот пример – Словения. Организаторы сообщают: для того, чтобы завезти на старт (вершина горы) всех 160 участников, надо было найти 20 микроавтобусов. Но в окрестных деревнях нашли только семь. Заодно наняли два больших автобуса, но они на вершину горы заехать не могут, поэтому две трети участников едут на больших автобусах и затем идут 2 км пешком.
Было условлено, что в первый день в микроавтобусах едут спортсмены с 1-го по 56-й номер, во второй – с 56-го по 112-й, и так далее, все девять дней по кругу. Однако буржуйский план сорвали российские парапланеристы – нас как раз оказалось восемь человек. Каждый день один из нас занимал микроавтобус, а на попытку буржуев туда залезть орал: "Здесь русские едут!" Причем на русском языке. Все понимали.
Заметим, что состав команды был вполне культурный – директора компаний, люди интеллектуальных и творческих профессий. Парапланеризм, как известно, спорт не для бедных людей. На нем не зарабатывают, а тратят.
Первые дни российские спортсмены чувствовали себя самыми умными и искренне удивлялись, почему эти тупые европейцы при всей своей невозможной глупости так хорошо живут?
Но на третий день англичанка, которой приходилось каждый день лезть в гору 2 км пешком, пожаловалась на россиян организаторам. Те пришли и высадили нас из автобуса. Пешком все равно никто не пошел – все перебежали в другие автобусы. Зато вечером была тема для обсуждения – оказывается, европейцы не только тупые, они еще и стукачи! Вот наш бы человек – он бы никогда не сдал! А эти...
Одним словом, некоторая природная бессовестность заложена в русском человеке с рождения. И разговоры о том, что "не обманешь – не поедешь", в какой-то мере бессмысленны. Вот европейцы так нагло друг друга не обманывают. А посмотрите – ведь неплохо живут.
Отчасти потому, что "стучат". В России стыдно было стучать в лагерях. А потом лагерная философия почему-то победила по всей стране и стала нормой. Да и весь менталитет значительной части наших соотечественников – он тоже, по сути, зэковский, лагерный. Возможно, уголовник сидит в каждом из нас. Порой тоже хочется дать в зубы тем, кто лезет без очереди. И надо как-то сдержать себя, из тайного внутреннего уголовника попытаться не стать настоящим.
"Ситуация в стране не может не влиять на настроение людей – общий градус тревожности после выборов сильно вырос, отсюда и проявления немотивированной агрессии", – пишет в Facebook Ирина. Наташа: "Я-то клоню как раз к обратному – что люди с таким внутренним миром навряд ли смогут создать другую страну. И потом, ну что это за вечные разговоры: время такое, тревожное. Да нормальное время! Как никогда спокойное, жирное, сытое, с кучей возможностей, путешествий, доступной культурой всего мира. Да все ж хорошо! А вот очень, очень тревожные люди..."