|
По словам бизнес-омбудсмена, в ходе обсуждения документа с заинтересованными структурами и ведомствами было достигнуто принципиально важное соглашение о том, что этот впервые создаваемый в России институт станет государственным органом. А вот по другому значимому вопросу возникли разногласия. Из версии закона, согласованной Министерством экономического развития, в последний момент исчез один из ключевых пунктов – возможность приостанавливать ненормативные акты, решения органов госвласти и должностных лиц после обращения уполномоченного в суд с иском об их отмене.
Впрочем, законотворческий путь еще долог, и дискуссии в правительстве по данному вопросу продолжаются, не унывает Борис Титов. На вопрос о том, какими еще полномочиями будет обладать бизнес-омбудсмен, он ответил, что не оспаривается право обращаться в суды от имени предпринимателей, быть стороной в судебном процессе по экономическим делам, встречаться с бизнесменами, заключенными в тюрьмах. Кроме того, федеральный уполномоченный сможет запрашивать документы и требовать ответ в течение 15 дней, а не 30, как положено другим.
Открытым остается вопрос об общественных помощниках. Борис Титов настаивает на том, чтобы они были прописаны в законе, потому что это заметно повысит их статус. Ведь собственными полномочиями общественные помощники не обладают, хотя являются незаменимым подспорьем в деятельности бизнес-омбудсмена. Ранее федеральный бизнес-омбудсмен отмечал, что выделенный ему государством штат не сумеет управиться с ожидаемым валом обращений, поэтому главную работу на безвозмездной основе будут осуществлять общественные институты и общественные же омбудсмены по разным направлениям (пятнадцать из них уже определены; возможно, добавятся еще два). Они возьмут на себя жалобы, связанные с вопросами административного регулирования, а не уголовного преследования.
Между тем формирование системы защиты прав предпринимателей продолжается. В частности, увеличивается число региональных уполномоченных. В семи регионах они уже работают (пока, опять же, на общественных началах; в дальнейшем предполагается, что местные омбудсмены будут финансироваться из местных же бюджетов), еще по 21 субъекту согласованы кандидатуры. В основном это представители бизнес-организаций – "Деловая Россия", "Опора России", ТПП, РСПП. При выборе местного бизнес-омбудсмена первостепенное значение имеет наличие у него собственного опыта предпринимательской деятельности, а также опыта защиты прав предпринимателей и авторитета в региональном деловом сообществе.