Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Ранее представители ЕС неоднократно выражали озабоченность тем, что Россия ввела утилизационный сбор на импортные автомобили, обойдя тем самым требования ВТО о снижении пошлин на ввоз авто.
По данным Алексея Лихачева, в настоящее время в России из 316 автопроизводителей лишь 186 пользуются механизмом гарантий утилизации автомобилей, остальные уплачивают утилизационный сбор. При этом чиновник напомнил о недопустимости деления автомобильного рынка на внутренний и внешний, то есть на чистый импорт и чистое внутреннее производство. По его словам, система гарантирования утилизации была введена лишь для некоторой части российских производителей, которые могут обеспечить эти гарантии.
Как пояснил Лихачев, в ближайшее время МЭР и Минпромторг будут готовить предложения для переговоров с ЕС, а затем выходить на унифицированную систему взимания утилизационного сбора.
Очевидно, что в своем стремлении унифицировать форму утилизационного сбора российская сторона попытается настоять на денежной форме, ибо основной целью появления этого сбора была именно компенсация выпадающих доходов от отмены пошлин.
Примечательно, что утилизационный сбор может оказаться обязательным отнюдь не для всех иностранных автопроизводителей, реализующих свой товар на российском рынке. Так, сегодня на рассмотрении находится вопрос о взаимной отмене утилизационного сбора Россией и Украиной (как будто российские и украинские машины вечны и в утилизации не нуждаются). О том, что такое соглашение может появиться, говорил в ноябре министр экономики Украины Петр Порошенко. Впрочем, как заявил вчера Алексей Лихачев, вопрос о взаимном неприменении утилизационного сбора между Россией и Украиной также пока не решен.
Напомним, что в ноябре из-за введения российской стороной утилизационного сбора под ударом оказались украинские производители бюджетных автомобилей и пассажирского автотранспорта "ЗАЗ" и "Богдан". Предприятия были вынуждены остановить конвейеры, так как значительная часть производимой ими продукции экспортировалась в Россию. Введение утилизационного сбора снижало конкурентоспособность украинских автомобилей, основным конкурентом которым является продукция АвтоВАЗа.
По мнению экспертов, остановка завода и оптимизация работы даст лишь кратковременный эффект и не поможет снять общей угрозы, вызванной частичным закрытием рынка со стороны России. Предполагается, что без кардинальных изменений условий работы Украина может лишиться автомобильной отрасли. Это не пустые слова, так как Россия остается едва ли не главным зарубежным потребителем продукции украинского автопрома, и потеря этого рынка может стать началом заката отрасли.
В связи с этим в стране все громче звучат призывы к решению проблемы в том числе и политическим способом. Так, в корпорации "Богдан" видят выход в принятии Украиной закона об утилизационном сборе, адекватном действующему в России, а также других мер по поддержке автопрома. Это, по мнению украинских автопроизводителей, позволит не останавливать производство, а, напротив, увеличить производственные планы и в дальнейшем создать новые рабочие места.
Идею принятия закона об утилизации автотранспорта положительно оценивают и на ЗАЗе. "Это нужно не только ЗАЗу, а и всем украинским автозаводам – КрАЗу, "Богдану", ЛАЗу, а значит, это нужно экономике страны и бюджету государства. Закон должен быть принят зеркально тем правилам, что были введены в России", – считают в украинской автомобильной корпорации "УкрАвто".
С похожим предложением о взаимном неприменении утилизационного сбора к российскому руководству обратился и Узбекистан, продукция автопрома которого также находится в одной конкурентной нише с изделиями АвтоВАЗа. Однако, по словам Лихачева, никаких действий по этому обращению пока не проводилось.
Между тем Украине и Узбекистану вряд ли стоит рассчитывать на взаимное неприменение утилизационного сбора. Появление исключений из этого правила вызовет возмущение западных партнеров России, которых сегодня активно подталкивают к оплате сбора, причем, в натуральном выражении.
Единственным следствием всей этой истории должно стать повышение цен на иномарки, и особенно заметным оно может оказаться в самом дешевом сегменте.