ФОТО: AFP |
По сообщениям китайских источников, в понедельник в Пекине состоялись переговоры между председателем правления Китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC Цзян Цземинем, генеральным директором корпорации Чжоу Цзипином и находящимся в Китае с визитом президентом компании "Роснефть" Игорем Сечиным. Стороны обменялись мнениями о сотрудничестве в вертикальной интеграции и расширении торговли сырой нефтью.
В настоящее время "Роснефть" и "Транснефть" поставляют российскую нефть в Китай по отводу от ВСТО в объеме 15 млн т в год. Китайская сторона неоднократно заявляла о желании увеличить импорт черного золота из России.
По словам главы пресс-службы "Роснефти" Владимира Тюлина, подписанные в Пекине документы охватывают, в основном, сферу добычи и переработки. В частности, подписанный "Роснефтью" и SINOPEC меморандум о совместной работе отражает достигнутое сторонами взаимопонимание по вопросу "существенного увеличения поставок российской нефти в Китай". Представитель "Роснефти" опроверг распространенную ранее СМИ информацию о том, что дополнительные поставки составят 5 - 7 млн тонн.
Традиционным и, как всегда, самым интересным моментом сделки стало отсутствие информации о ее конкретных параметрах и деталях. Так, по словам Тюлина, в ходе визита Сечина в Пекин "было подписано соглашение о конфиденциальности по возможности доступа к информации по совместным добычным проектам с CNPC". Аналогичный документ "Роснефть" подписала с компанией SINOPEC. По словам Тюлина, это свидетельствует о том, что стороны готовы к серьезной конкретной работе по реализации проектов в области разработки месторождений углеводородов.
Как сообщили в пресс-службе компании, китайская сторона проявляет интерес к покупке российского СПГ, и в ходе прошедших переговоров в Пекине этот вопрос затрагивался в качестве перспективного. В то же время, любые сделки в области ТЭК между Россией и Китаем вызывают у экспертов множество вопросов, которые только усиливаются режимом конфиденциальности, сопровождающим крупные сделки.
Хорошо известно, что КНР заинтересована в поставках энергоносителей из России, а также стран СНГ, таких как Казахстан и Туркмения. При этом одной из главных особенностей китайских нефтегазовых переговорщиков является умение любыми путями добиваться для себя максимально низких цен. Последние хорошо освоили игру на конкуренции между поставщиками, выбивая для себя наиболее выгодные цены. В наибольшей степени это проявилось в части поставок в Китай природного газа, цена которых, по данным экспертов, для России далека от выгодной.
Нет никаких гарантий, что подобное выкручивание рук не имеет место и при достижении нефтяных договоренностей. Несмотря на то что здесь у России значительно меньше конкурентов, у Китая есть прекрасная возможность играть на несколько странном желании РФ продемонстрировать наличие восточной альтернативы западным потребителям.
Таким образом, работа российских поставщиков энергоносителей с Китаем по-прежнему остается достаточно сложной игрой с неочевидными экономическими плюсами.