Фото из архива ИТАР-ТАСС |
"Мне несколько таких высказываний на стол положили, что Украине грозит дефолт, ослабление валюты, – отметил глава правительства. – Я могу немножко огорчить этих экспертов российских: ничего не обвалится, ничего не развалится. Украина будет проводить взвешенную финансово-денежную политику, стабильность национальной валюты обеспечена".
По мнению Азарова, одним из свидетельств того, что население не верит в пугающие прогнозы, является отсутствие ажиотажной скупки иностранной валюты. "Опыт их научил, что, кроме потерь для себя, ничего не происходит, и надо научиться верить своему правительству", – заявил премьер.
Действительно, ситуация с курсом украинской валюты продолжает оставаться стабильной. Официальный курс Нацбанка стабильно удерживается на отметке 7,99 грн за $1.
Напомним, что скорым дефолтом Украине пригрозил советник президента РФ по экономическим вопросам Сергей Глазьев. По его словам, дефицит торгового баланса, причиной которого станет создание зоны свободной торговли между Украиной и странами ЕС, истощит валютные резервы страны и в течение нескольких месяцев может привести страну к дефолту.
Бомбардировка Украины страшными рассказами о том, что ждет ее экономику в случае участия в зоне свободной торговли с ЕС, предсказанием Глазьева не ограничивается. Выступая в понедельник на встрече с руководством Совета Федерации, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев напомнил Украине, что, если она получит статус ассоциированного члена Евросоюза, предоставленный ей Россией партнерский режим будет аннулирован. "Пусть продают свою продукцию в Европу, пусть попробуют продать", – заявил глава правительства РФ, напомнив, что договор об ассоциированном членстве Украины в Евросоюзе будет применяться еще до ратификации документа.
Ранее в подобном ключе выступал и президент Владимир Путин. В начале сентября он заявил, что, если Киев предпочтет Таможенному союзу Европейский, Россия будет вынуждена подумать о защите собственного рынка. "Мы вынуждены будем закрываться", – сказал Путин, отметив, что открытие Украиной своего рынка для европейских товаров с одновременным переходом на принятые в ЕС технические стандарты приведет к тому, что продукция украинских предприятий будет вытеснена с внутреннего рынка. "А свои-то предприятия работают, куда свой-то товар девать? – задался риторическим вопросом президент. – У нас есть опасение, что они будут выдавливаться на наш рынок, на рынок Таможенного союза, на рынок России, Казахстана и Белоруссии. Но мы так не договаривались, это будет создавать проблемы для нашей экономики".
Между тем Азаров, как уже отмечалось, дефолта не боится, а главным риском для национальной экономики считает то, что для ее модернизации нужны огромные ресурсы и время. "Например, чтобы сохранить украинскую автомобильную промышленность, мы должны за три – пять лет провести кардинальную модернизацию на опережение, выпускать конкурентоспособную продукцию с меньшими затратами, чем европейские производители", – пояснил он.
Впрочем, по его мнению, необходимое время на реформы у Украины все-таки есть, а глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли создаст уникальные возможности для ускорения модернизации украинской экономики. "Этими возможностями нужно грамотно воспользоваться. И на это у нас есть десять лет переходного периода. За это время вся украинская промышленность должна выполнить огромный объем работ по внедрению европейских норм и технических регламентов, привлечению средств, а также поиску партнеров и инвесторов с целью модернизации производства", – подчеркнул Азаров.
Одним словом, украинское руководство настроено оптимистично и не склонно впадать в панику на фоне мрачных прогнозов, озвучиваемых российской стороной. Насколько оправданным окажется такой оптимизм, покажет время.
С одной стороны, Россия действительно остается существенным потенциальным рынком сбыта украинских товаров. Однако на деле их доля в последнее время не так уж и велика. Более того, закрытие рынка для Украины может бумерангом ударить по самой России. Дело в том, что значительная часть российско-украинского сотрудничества приходится на партнерство в совместном создании сложной и высокотехнологичной техники, например, в области авиации, ракетостроения и энергомашиностроения. Разрушение десятилетиями складывающейся кооперации способно негативно отразиться уже на российской экономике. Оперативно заменить выбывшего партнера российским промышленным предприятиям будет крайне сложно.
Еще одним козырем Киева остается российская военная база в Севастополе. Практически не остается сомнений, что эта карта будет разыграна украинской стороной сразу после закрытия для нее российского рынка. В условиях обострения конфликтов на Ближнем Востоке для России недопустимо лишиться военно-морской базы в Севастополе. Перенос ее в Новороссийск в обозримой перспективе выглядит нереальным.
Все это означает, что, несмотря на жесткую российскую риторику в отношении Украины, сторонам неизбежно придется договариваться и идти на уступки. Так как они до сих пор нужны друг другу.