ФОТО: getty |
"Проект государственной программы готов, проходит соответствующие согласования в федеральных органах власти. И по нашим внутренним срокам до 1 ноября текущего года госпрограмма будет внесена на рассмотрение правительства РФ", - сообщил РИА "Новости" глава Минрегиона Игорь Слюняев.
Общий объем финансирования мероприятий программы за счет всех источников до 2020 г. составит почти 2 трлн руб., из которых третья часть приходится на средства федерального бюджета. "За счет внебюджетных источников, в том числе за счет крупных российских компаний, мы предполагаем привлечь более одного триллиона рублей", - добавил Слюняев.
Он подчеркнул, что выполнение госпрограммы предполагает повышение производительности труда в арктической зоне в 2,5 раза. "Выручка на каждого работника региона должна составлять 5 млн руб.", - отметил он. При этом "безусловным" приоритетом является повышение качества жизни людей и обеспечение "эффективного баланса" между хозяйственной деятельностью и сохранением окружающей среды.
Осенью 2012 г. министр энергетики Александр Новак оценивал объем инвестиций, необходимых для освоения российского арктического шельфа, в $500 млрд до 2050 года. На арктическом шельфе России имеются огромные запасы нефти и газа, но из-за сложных климатических условий в регионе страна только начинает их осваивать.
Кроме того, РФ вот уже более десяти лет пытается доказать, что арктические подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются "выступами" континентального шельфа – продолжением материковой Сибирской плиты. Если в итоге это будет признано как научный факт, российские запасы углеводородов увеличатся на 5 – 10 млрд т условного топлива. Но не все так просто: в этом же году свои заявки должны подготовить Дания и Канада, также претендующие на часть упомянутых подводных хребтов (Комиссия ООН специально тормозила ход российской заявки, чтобы рассмотреть сразу все три). В итоге шельф должен достаться тому, чьи доводы (как научные, так и политические) окажутся убедительнее.
Россия также готовится к широкомасштабному освоению нефтегазовых ресурсов Арктики. В сентябре 2011 г. "Роснефть" заключила соглашение о стратегическом партнерстве с ExxonMobil в сфере разработки ресурсов в Арктике в обмен на долю в проектах в Северной Америке и Мексиканском заливе. Инвестиции партнеров в добычу нефти и газа в Карском море и других арктических акваториях могут составить до $500 миллиардов. Американская компания поделится и соответствующими технологиями.
"Газпром" и Royal Dutch Shell подписали меморандум о намерениях по совместной добыче углеводородов на арктическом шельфе России. Речь пока идет о двух шельфовых блоках: на стыке Чукотского и Восточно-Сибирского морей, а также в Печорском море. Сотрудничество будет строиться на принципах взаимности доступа к ресурсам: в обмен на долю в арктических месторождениях "Газпром" получит опцион на вхождение в зарубежный проект Shell по разведке и добыче углеводородов в Южной Африке.
Другим направлением экономического использования Арктики предполагается сделать транспортное сообщение. Российский Северный морской путь и канадско-американский Северо-западный проход позволяют значительно сократить торговые маршруты между Европой, Азией и Америкой. На конференции в Салехарде об этом тоже говорилось немало. Так, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский сообщил, что, по разным оценкам, грузооборот по СМП может возрасти с нынешнего одного миллиона до 50 – 80 млн т в год.