Фото: globallookpress |
О том, что столь серьезные опасения вовсе не шутка, можно судить по заявления европейских государственных лидеров и экспертов. "Я думаю, что это (недавние переговоры) - один из последних шансов, вот почему мы взяли на себя эту инициативу", - заявил президент Франции Франсуа Олланд, отвечая на вопросы журналистов во французском городе Тюль. "Если нам не удастся найти не просто компромисс, а длительное мирное соглашение, то мы отлично знаем, по какому сценарию будет развиваться ситуация. Этот сценарий - война", - пояснил он.
Схожее мнение в эфире радиостанции "Эхо Москвы" высказал и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. "Видимо, европейские лидеры почувствовали, что момент серьезный - ситуация развивается в худшую сторону и это грозит полномасштабной войной в Европе с подключением России".
Главные события недели развернулись в четверг, пятого февраля, в Киеве, куда для переговоров с украинским лидером прибыли канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. На следующий день европейские лидеры отправились в Москву, где у них состоялись переговоры с Владимиром Путиным, после чего обсуждение ситуации продолжилось в Мюнхене, в рамках конференции по европейской безопасности.
О чем, в конечном счете, удалось договориться европейским переговорщикам и лидерам России и Украины, доподлинно не известно. Несмотря на многочисленные предположения и утечки, никто из участников встречи не рассказал о принятых в ее ходе решениях. Со слов французского президента известно лишь, что одной из деталей предполагаемого плана может стать установление демилитаризованной зоны в пределах 50 - 70 километров. Единственным "официальным" результатом последних дней можно считать согласование новой встречи в "нормандском формате", которая состоится в среду, 11 февраля, в Минске.
Примечательно, что активизация миротворческих усилий европейских лидеров совпала по времени с переговорами украинской стороны и США о поставках Киеву американского летального оружия. В силу наличия определенных политических игр внутри самих Соединенных Штатов, украинская тема может быть использована там для решения своих задач одной из заинтересованных сторон. А это значит, что поставки такого оружия, как минимум, в теории возможны. Военное усиление украинской стороны и возможные ее успехи в конфликте, могут способствовать изменению позиции к происходящему со стороны России, что приведет к его эскалации и переходу на новый уровень. Уровень войны. По крайне мере, похоже, так себе видят происходящее европейцы.
Надо признать, что подобное развитие ситуации уже не является чем-то невероятным. После серии громких военных неудач украинский президент понимает, что военное поражение угрожает его политической карьере, а возможно даже и жизни. Именно по этому он "хватается за соломинку", выпрашивая у США "настоящего" оружия.
С другой стороны, происходящее начинает вызывать опасение у европейцев. По крайней мере, у наиболее дальновидных политиков Старого Света. Полномасштабная война с прямым или косвенным участием России, под боком у сытой и умиротворенной Европы способна дестабилизировать обстановку и потребовать вмешательства. Последствия такого развития событий непредсказуемы.
До последнего времени в ЕС старались не замечать подобной угрозы, в том числе из-за тесных партнерских отношений с США. Сегодня, когда угроза принимает все более реальные очертания, европейская позиция меняется буквально на глазах.
Впрочем, есть надежда, что именно это самое "пробуждение Европы" и станет первым шагом для восприятия на континенте новой реальности и предотвращения надвигающейся беды. Очевидно, что с этой целью европейским политикам придется изрядно "извернуться" и пойти на уступки России, которая де-факто выступает представителем интересов мятежных украинских республик.
Судя по той оперативности, с которой Москва отозвалась на предложения Меркель и Олланда, в Кремле готовы к достижению не формальных, а вполне реальных договоренностей. Более того, с тактической точки зрения России ее позиция выглядит более выигрышной: инициатором решений является не она. Она лишь принимает или не принимает выдвинутые предложения. Если же с помощью России действительно удастся восстановить мир в регионе, у нее появляются все основания поднимать вопрос об отмене санкций. Сегодня для Москвы это более чем актуально. Таким образом, в успехе предстоящих минских переговоров заинтересованы все их основные участники.
Единственным слабым местом подобной схемы остаются самопровозглашенные республики. Вероятно, ценой мира должна стать "приднестровьезация" ДНР и ЛНР. Скорее всего, республикам оставят их новые границы, расширенные в ходе последних военных операций, а также предоставят максимальную автономию в составе Украины. Однако, проблема состоит в том, что сами республики и их лидеры не обладают полным контролем за происходящим на их территории. Неподконтрольные вооруженные формирования способны сорвать любые мирные договоренности.
Не исключено, что этому будет противопоставлено введение на их территорию миротворцев. "Единственный надежный способ гарантировать прекращение огня - это если туда введут миротворческие силы по решению Совета безопасности ООН. Тогда и Россия может иметь свой контингент в составе этих сил", - пояснил в эфире радио "Эхо Москвы" руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов.
Введение миротворцев действительно может способствовать прекращению боевых действий. Правда, лишь в том случае, если это будут миротворцы ООН, а не представители одной из задействованных в конфликте сторон.