Уход иностранных автоконцернов - месть Запада России

Читать в полной версии →
Ухудшение финансового состояния многих россиян и сокращение их накоплений довольно скоро перекроит автомобильный, и не только, рынок. В результате на нем могут остаться только дорогие и премиальные, а также самые дешевые марки и модели


Фото: globallookpress



Начавшийся в среду, 18 марта, с уходом с российского рынка брендов Opel и Chevrolet, исход иностранных автомобильных концернов продолжился и на следующий день. Не далее как вчера южнокорейская компания SsangYong Motor приостановила поставки автомобилей в Россию.

Как сообщает РБК, причиной приостановки поставок стало резкое падение рубля, что сильно ударило по спросу на машины корейской компании. На сегодняшний день известно, что SsangYong Motor не планирует возобновлять поставки в Россию до тех пор, пока не стабилизируется рубль, сосредоточившись на продажах в Европе и Китае.

Автомобили "Ссанг Йонг" собирается также и на производственных мощностях в самой России на площадке Sollers во Владивостоке. Предприятие было открыто в 2009 году. По данным компании, на его базе собрано уже более 70 тыс. внедорожников "Ссанг Йонг". Крупноузловые машинокомплекты поставляются из Кореи, из которых уже в России выпускают машины для местного рынка.

Как сообщает РБК, со ссылкой на некий источник, сборка автомобилей SsangYong в России также прекращена. Это связано с тем, что корейский автопроизводитель прекратил поставки как уже собранных автомобилей, так и машинокомплектов.

Напомним, что днем ранее об уходе с российского рынка заявили и бренды американского концерна GM - Opel и Chevrolet. Как сообщает РБК, к такому решению привели крайне низкие продажи в конце 2014-го и начале 2015 года. Opel уходит из России полностью. Chevrolet оставит в России только премиальные модели "Корвет", "Тахо" и "Камаро". Кроме того, не будут прекращены продажи автомобилей под маркой "Кадиллак". В заявлении компании говорится, что GM сконцентрируется на продажах только премиальных брендов "Шевроле" и "Кадиллак".

На первый взгляд, очевидно, что причины исхода иностранных брендов носят чисто экономический характер. В случае с Opel и Chevrolet падение продаж во многом обусловлено проигрышем GM в конкурентной борьбе с Ford и южнокорейской Hyundai, более удачно локализовавшим свои производства в России. Что касается SsangYong, то к росту курса и наличию конкурентов в классе, в качестве причин ухода можно добавить и невысокую популярность данной марки в России. Исходя из этого, можно предположить, что в скором времени российский рынок могут покинуть еще несколько марок, возможно, происходящие из Франции и Италии.

Между тем экономическая версия исхода автомобильных брендов из России оказалась не единственной. Так, по мнению первого зампреда думского комитета по транспорту Михаила Брячака, это политическая мера.

"Безусловно, это в первую очередь, политические меры, - заявил Брячак в эфире радио "Эхо Москвы". - Курс рубля, как и курс любой валюты - плавающие величины, и под них можно подводить любую индексацию. А политическая составляющая здесь основная. И при всей кажущейся сложности в производстве, в частности автомобилей, эти меры, которые принимают компании вслед за введенными санкциями, в итоге все-таки положительно скажутся на отечественном производителе в ближайшее время".

Михаил Брячак убежден, что из-за сокращения производства зарубежных компаний внутри России, отечественные производства "будут вынуждены становиться более совершенными и более эффективными". "В этом можно не сомневаться - это закон природы, это закон рынка, и, я думаю, мы от этого только выиграем", - заключил депутат.

Выводы первого зампреда думского комитета выглядят несколько странными. Во-первых, не совсем понятно, в чем может состоять политический смысл ухода из России иностранных компаний. По крайней мере, не существует политической силы, способной заставить тот же GM против своей воли свернуть производство в той или иной стране, если она не нарушает законов США и той страны, где работает. Идея оставить Россию без современных технологий также видится в данном случае бесперспективной. Если с российского рынка будут выведены американские или европейские компании, их место, при наличии спроса, моментально займут японские, корейские и китайские бренды.

Во-вторых, совершенно непонятно, что в отсутствии конкуренции со стороны зарубежных компаний заставит российских производителей совершенствовать и улучшать собственную продукцию. Как показывает многолетняя практика, подобная ситуация ведет исключительно к обратному - консервации устаревших технологий и ценовому диктату производителей-монополистов.

Одним словом, версия депутата Михаила Брячака, несмотря на ее "актуальный" политический контекст, не выглядит состоятельной. Что же касается ситуации на российском автомобильном рынке, то, судя по всему, она продолжит усугубляться, а уход трех крупных брендов не будет последним. Основная причина тому не в падении курса рубля, а в восстановлении соответствия покупательских возможностей россиян их реальным доходам.

"Нефтяной бонус" к доходам, изрядно избаловавший их за несколько "тучных" лет, стремительно сходит на нет, закрывая многим доступ к тому, что еще недавно казалось вполне доступным. Это означает, что для многих социальных групп автомобиль скоро снова станет роскошью. О том, что это так, в какой-то степени свидетельствует уход с рынке именно этих трех брендов, находившихся в среднем потребительском и ценовом сегменте. Довольно часто такие машины покупают на последние или кредитные деньги.

Ухудшение финансового состояния многих россиян и сокращение их накоплений уже довольно скоро перекроит автомобильный, и не только, рынок. И одним из признаков этого, скорее всего, станет его довольно четко выраженная фрагментация в пользу одновременно очень дорогих и самых дешевых марок и моделей.

Юрий ЛЕВЫКИН |
Выбор читателей