Чем ближе церемония закрытия, тем больше претендентов на награды открывается для просмотра. Несколько участников конкурса заслуживают внимания искушенных ценителей кино.
"Наша маленькая сестра", режиссер Хирокадзу Корееда, Япония
Мелодрама знаменитого японца вновь раскрывает тему смерти и примирения с потерей. В одном из самых известных его фильмов "После жизни" только что умершие герои должны были найти наиболее значимый момент своего существования, чтобы остаться в нем навсегда. Героини новой ленты Корееды живы, но потеряли отца, с которым много лет не виделись. Приехав на похороны, три взрослые сестры знакомятся со сводной младшей родственницей по имени Судзу и приглашают ее жить вместе с ними.
Фильм наполнен символами традиционной японской культуры: полы в старом доме, где живут сестры, покрыты татами, а в саду растет сливовое дерево, из плодов которого ежегодно готовят вино. Нетрудно усмотреть здесь чеховские мотивы: три сестры, старый сад и дом, от которого вскоре придется отказаться (молодые японки скорее всего разъедутся после замужества).
В то время как мать и бабушка не хотят видеть Судзу новым членом семьи, помня о том, что ее мать когда-то разрушила их очаг, сводные сестры, наоборот, с радостью впускают девочку в свою жизнь. До боли сентиментальный и трогательный фильм об умении отпускать потерянное и ценить то, что осталось, украшений участием четырех по-настоящему красивых японских актрис, вполне способен побороться за фестивальные призы.
"Маргарита и Жульен", режиссер Валери Донзелли, Франция
Сценарий этой картины, написанный по мотивам романа Жана Грюо, первоначально предназначался для Франсуа Трюффо, но мастер так и не превратил его в фильм. К сожалению, за него это сделала актриса и режиссер Валери Донзелли. Близнецы Маргарита и Жульен любят друг друга с детства, но все их окружение, естественно, противится их союзу, вынуждая пару бежать. Как сказано в начальных титрах, реальные прототипы героев действительно были казнены за инцест в начале XVII века. Эта вариация на тему "Ромео и Джульетты" Шекспира не слишком удалась: актеры - как главные, так и второстепенные - лишь обозначают свои роли. Герои как болванчики долдонят одно и то же: родители пугаются и сердятся, дети кидаются друг друг в объятья со словами "Мы всегда будем вместе!".
Возможно, некоторая "картонность" персонажей и полное отсутствие развития характеров обусловленны особенностями повествования: история любовников рассказана в форме своеобразной притчи, помещенной вне реального времени и пространства. К примеру, беглецы то скачут на лошадях, то передвигаются на автомобиле, а в финале Жульена от Маргариты уносит вертолет. Однако даже столь вычурный антураж не оправдывает отсутствия зрительской вовлеченности и сопереживания героям.
"Кэрол", режиссер Тодд Хейнс, Великобритания, США
Проникновенную историю лесбийской любви с участием Кейт Бланшет и Руни Мара показали в самый разгар фестиваля. Фильм поставлен по роману "Цена соли" Патриции Хайсмит - писательницы, известной благодаря серии произведений об изобретательном преступнике Томе Рипли.
Нетрадиционные отношения юной продавщицы Терезы и зрелой замужней дамы по имени Кэрол помещены автором в переполненный гомофобскими настроениями Нью-Йорк 1950-х. В фильме почти нет откровенных сцен, как, скажем, в скандальной "Жизни Адель" Абделатифа Кешиша - эта лента, победившая в каннском конкурсе два года назад, тоже об однополой любви. У Тодда Хейнса другой язык: развитие платонических отношений двух симпатизирующих друг другу женщин показано подробно и неспешно, а благодаря выдающейся актерской игре, каждое душевное движение становится заметно и понятно зрителю. Обе они, благодаря работе гримеров, художников и операторов, воскрешают иконы стиля XX в.: Руни Мара с ее короткой стрижкой и трогательной хрупкостью выглядит совсем как Одри Хепберн, а блондинка Кейт Бланшет напоминает Мерлин Монро в ее поздних фильмах. "Кэрол" заслуживает как минимум актерского приза. Но в этом случае жюри трудно будет определиться которой из двух актрис вручать награду за лучшую женскую роль.