В четверг, 21 мая, открывается рижский саммит "Восточное партнерство": шесть стран из числа республик бывшего СССР надеются получить в ходе саммита от Евросоюза ряд преференций.
Так, Белоруссия ожидает отмену ряда санкций, Грузия - введение безвизового режима с Европой. Этим Евросоюз заодно "проучит" жителей Южной Осетии, которые получили российские паспорта - на граждан этой республики безвизовый режим распространяться не будет.
МИД России уже заявил, что саммит имеет явную антироссийскую направленность, и реакция России будет "достаточно жесткой и принципиальной".
"России нужно работать тоньше, а не кричать: "Ах! Вы все тут с поляками! Вы все нас не любите!" - прокомментировала официальную позицию МИД заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, директор филиала ИЭ РАН "Международные экономические и политические исследования" Светлана Глинкина на пресс-конференции в РИА "Новости", посвященной предстоящему саммиту.
По ее мнению, России надо "все силы направить на то, чтобы этот пожар потушить, а не разжигать. Мы и так живем в состоянии войны". Глинкина привела в пример детей, которые уходят от родителей, но потом понимают, что так, как родители, их никто не любит. И у некоторых стран бывшего соцлагеря "определенное отрезвление уже есть".
России в данной ситуации надо смириться с желанием ближайших соседей ассоциироваться с Европой и "налаживать сотрудничество в треугольнике". Впрочем, и в треугольник втиснуться может не получиться: заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов напомнил, что Германия еще несколько лет назад предлагала "треугольник", однако такая перспектива встретила резкое неприятие Брюсселя.
Начиная с момента создания "Восточного партнерства" в 2009-м оно старается идти по пути сворачивания интеграционных процессов "шестерки" с Россией. Однако при этом заявленная интеграция с ЕС идет почему-то ни шатко ни валко: так, по сравнению с 2009 г. доля экспорта и импорта Азербайджана с ЕС упала, у Армении экспорт упал, а импорт вырос на 4%, у Белоруссии рост импорта из ЕС составил всего 2%, экспорт также упал. Почти без изменений остался товарооборот ЕС с Грузией и Украиной.
"То есть втягивания этих стран в экономическую орбиту ЕС не происходит", - констатирует Глинкина. С так называемой "институциональной адаптацией" тоже проблемы: введение европейских законов будет стоит "шестерке" 30 - 36% ВВП, "а у них денег нет".
Несмотря на все эти неутешительные цифры, пять стран из шести полны решимости интегрироваться в Европу, невзирая на протесты России, от которой "шестерка" получает в несколько раз больше денег, чем за шесть лет смогла получить от Евросоюза. "Из шести государств три уже подписали соглашения об ассоциации с ЕС. При этом Армения с 1 января 2015 года еще и член Евразийского Союза. Как мы будем реагировать сейчас на попытки Армении работать и на европейском, и на евразийском направлении?" - комментирует Глинкина.
По ее словам, единственная правильная позиция для РФ - смириться, и перестать "ставить эти государства в ситуацию ребенка, которого спрашивают: а кого ты больше любишь - маму или папу?" Она напоминает, что и в Европе раньше лозунг был таков: "Кто не с нами, тот против нас". Зато теперь - "Кто не против нас, тот с нами".
Впрочем, маловероятно, что Россия смирится с положением "третьего", да еще и "лишнего".
Владислав Белов напомнил, что у Восточного партнерства были попытки взаимодействовать с Россией, но в РФ заняли "резко отрицательную позицию". В итоге саммит в Риге - это площадка, куда можно приехать и ругать Россию всеми приличными и неприличными словами, говорит директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
России остается либо ругать ЕС в ответ приличными и неприличными словами, либо пытаться у него чему-то научиться – Светлана Глинкина напомнила, что увеличение ЕС на треть обошлось каждому налогоплательщику в €24: деньги просто смешные. Российский налогоплательщик ежегодно тратит на "интеграцию" в несколько раз больше, но пока смог присоединить только полуостров Крым, да и то не в рамках международного права.
Бежать в ЕС со всех ног государства СНГ готовы не только и не столько ради финансового благополучия, сколько ради "европейского порядка". "Все хотят, чтобы не было коррупции, чтобы были честные суды, чтобы было чисто на улицах", - сказала Глинкина. А что им мешает в рамках таможенного союза судить честно и улицы почистить? – не понимает Алексей Мартынов. Быть может, мешает Россия своими коррупционными судами и грязными улицами? Зато «Евросоюз себя чувствует настолько хорошо, что влез уже даже на Кавказ, который тоже стал теперь Европой», удивляется Владислав Белов: «Раньше никогда ни Армения, ни Азербайджан не входили в Европу. Да и Турция была приграничным государством».