"Детские болезни" черной пятницы

Читать в полной версии →
Массовая распродажа товаров в российских интернет-магазинах прошла в этом году на фоне существенного спада реальных доходов населения. Больших надежд на отечественную черную пятницу возлагать вряд ли стоило

Трехдневка масштабных скидок в Рунете - так называемая черная пятница - проводится уже в третий раз, постепенно наращивая обороты. И, несмотря на неприятности в экономике, торговцы прекрасно понимают, что скидки - прекрасный повод привлечь внимание покупателя даже с пустым кошельком.

Черная пятница в Нью-Йорке. Фото: Global Look

Как сообщил основатель российской онлайн-площадки "Черная пятница" Владимир Ким, об участии в распродаже в этом году заявили в полтора раза больше онлайн-магазинов, чем годом ранее. Если в 2014 г. их было 200, то теперь стало 300, и все они готовы были предоставить свыше 150 тыс. наименований товаров с приличной скидкой.

Предварительные итоги нынешней акции Владимир Ким подвести отказался, сообщив, что на днях будет выпущен пресс-релиз. Данные прошлого года свидетельствуют о том, что совокупный трафик принимающих участие в акции интернет-магазинов превысил 6,5 миллионов человек.

При этом было совершено порядка 210 тыс. покупок со средним чеком 3 тыс. рублей. То есть объем выручки составил по грубым подсчетам 630 млн руб., или $10 млн, что не идет ни в какое сравнение с тратами родоначальников этого праздника потребителя - американцами, которые оставили за прошедшую черную пятницу в магазинах $10,5 миллиардов. И это без учета онлайн-продаж, которые составили около $2,7 миллиарда.

Возможно, причина в том, что отечественные интернет-распродажи так и не избавились от "детских болезней", вызывающих массу нареканий третий год подряд. Начать с того, что сайт распродажи заработал только три часа спустя после намеченного времени и при этом выдавал различные ошибки. Кроме того, в магазинах к моменту начала распродажи некоторых категорий товаров уже не было в наличии. Ну и, как обычно, некоторые магазины специально завышали цены к черной пятнице.

Владимир Ким ничего не пожелал объяснить на этот счет. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли, директор интернет-магазина Enter Сергей Румянцев вообще сказал корреспонденту "Утра", что ничего не знает о черной пятнице.

Статистика говорит о падении реальных начисленных зарплат россиян с начала года на 10,9%. То есть объем потребительского спроса уменьшился как минимум на эту сумму, а в реальности намного больше: многие семьи перешли в режим жесткой экономии, чтобы преодолеть период безработицы, отметила директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева.

"Продавцы действительно пытаются манипулировать ценами, но в условиях, когда актуальную цену на тот или иной товар можно узнать через интернет и когда открыты любые онлайн-магазины Европы, США и Китая, бежать в реальный магазин за небольшой скидкой нет смысла. Акция "черная пятница" имеет смысл в крупных городах Европы и США, где действительно реализуются складские остатки по выгодным ценам, чтобы увеличить скорость оборота капитала в магазинах. У нас же это переродилось просто в пиар-акцию отдельных крупных торговых сетей, - пояснила она. - В регионах интернет-шопинг популярен так же, как и в столице, потому что там в торговле меньше ассортимент, а доставка стоит не намного дороже. Но и эту отдушину сейчас собираются ограничить - ввести пошлины за онлайн-покупки за рубежом".

Распродажи всегда актуальны для потребителя, это психология продаж, добавил управляющий партнер компании Heads Consulting Александр Базыкин. "Даже если товар стоит дешевле на рубль, его покупать приятнее, чем если он будет на рубль дороже. Яркий пример - цена 599 рублей уже не воспринимается как 600. Так и с распродажами в рамках нашей черной пятницы, спрос на товары будет и наверняка немалый, - заявил он. - Компаниям выгодно участвовать в таких акциях, так как они могут «под шумок» избавиться от огромной части товаров, далеко не всегда востребованных. Тем более что сейчас доходы россиян падают, и они предпочитают отказываться от покупок не первой необходимости. Скидки же - прекрасный повод привлечь внимание покупателя".

"Однако стоит понимать, что, пытаясь играть в черные пятницы, наши ретейлеры зачастую не могут предоставить реальных скидок, маскируя снижение цен различными трюками, - напомнил Базыкин. - Если за границей цена на дорогие товары реально может быть снижена на 30 - 50%, у нас за несколько дней до распродажи цены могут быть подняты на эти 30 - 50%, а в день распродаж просто опускаться до нормального уровня - это если не обычная практика, то и не самое редкое явление. Это происходит от непонимания действия такого механизма, как скидка, правил работы с ним и той же покупательской психологией. В случае обмана ретейлер часто просто теряет потребителя".

Поэтому, по его словам, "закупаться на зарубежных интернет-площадках сейчас действительно зачастую дешевле, чем покупать у нас - в онлайне и офлайне. Это связано и с качеством товаров, и со скоростью и точностью обслуживания. Однако власти уже рассматривают способы надавить на зарубежных продавцов, в том числе при помощи введения налогов на покупки. Скорее всего, это лишь дело времени. В регионах интернет-шопинг довольно популярен, причем скорость распространения растет со скоростью проникновения интернета и дошла уже даже до самых далеких точек. Интерес к такому шопингу будет только расти в ближайшие годы".

Игорь КАЛИНОВСКИЙ |
Выбор читателей