Практически любой исход запланированных на воскресенье, 17 апреля, переговоров представителей нефтедобывающих стран в столице Катара Дохе не приведет к повышению сырьевых котировок в ближайшей перспективе. На фоне замедления темпов роста мировой экономики на рынке наблюдается переизбыток черного золота, который не сможет ликвидировать даже готовность государств-нефтеэкспортеров сохранить добычу в 2016 году на уровне января. И все же, сохраняется надежда на то, что, если будет достигнуто решение о заморозке, инициированное, по сути, Россией, это позволит быстрее сбалансировать спрос и предложение и, по крайней мере, удержит цены от дальнейшего пике.
Фото: Jae C. Hong/ AP
Профицит предложения на нефтяном рынке, к которому привела сланцевая революция в США и ценовой демпинг с целью увеличения доли рынка со стороны Саудовской Аравии, составляет сейчас, по разным оценкам, от 1 до 2 млн баррелей в сутки. При этом ежегодно мировой спрос на нефть подрастает на 1,3-1,5 млн баррелей в сутки. 2016 г. не станет исключением. Соответственно, заморозка объемов добычи поможет полностью сбалансировать рынок в течение года-двух, отмечает аналитик ГК FOREX CLUB Валерий Полховский.
Именно этот вопрос будет обсуждаться на встрече в Дохе при участии представителей 18 стран-нефтеэкспортеров, включая 13 государств-членов ОПЕК. Однако, несмотря на очевидность и необходимость такого шага, эксперты признают, что достичь соглашения будет нелегко.
Основным препятствием к этому остается позиция Ирана, который, освободившись, наконец, от международных санкций, планирует постепенно увеличить добычу. С оглядкой на него будет голосовать и Саудовская Аравия. Даже несмотря на то, что Россия предварительно заручилась поддержкой Эр-Рияда в вопросе снижения вырабатываемых объемов "черного золота". А это ставит под сомнение эффективность договоренностей, заключаемых без участия сразу двух крупных экспортеров, рассказал корреспонденту "Утра" аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. "Решить проблему невозможно без участия всех без исключения сторон, в противном случае снижение предложения со стороны одних стран будет компенсироваться тем, кто не зафиксирует уровень добычи", - пояснил он.
В лучшем случае, обсуждение темы будет перенесено на июнь, когда состоится запланированное заседание ОПЕК, и это может дать рынку надежду на принятие какого-либо решения уже в Вене, полагает аналитик QBF Мадина Абаева.
Договоренность будет достигнута, но в ограниченном формате, то есть без Ирана, прогнозирует зампредседателя правления Локо-банка Андрей Люшин. Но и это позволит ценам на нефть уже в начале следующей недели закрепиться в районе $45 за баррель и продолжить рост к отметкам $50.
Должно появиться решение, хотя бы формальное, иначе нефтяной рынок будет трясти очень сильно, считает старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. По ее словам, в понедельник, 18 апреля, на сырьевой площадке произойдет ценовой разрыв, вопрос только в какую сторону.
Если в Дохе не удастся достичь вообще никаких договоренностей, нефтяные котировки устремятся к отметкам в $35 за баррель, поскольку недавний их рост был во многом необоснованным, солидарны эксперты.
Впрочем, подписание соглашения вовсе не означает его последующего выполнения. История показывает, что добывающие страны часто пренебрегают взятыми на себя обязательствами.
Встреча в Дохе очень важна в первую очередь для России и только во вторую для мирового рынка нефти, заявил корреспонденту "Утра" член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев. По его словам, за почти два года с начала падения нефтяных цен, вызванного опережающим ростом объемов добычи, Организация стран-экспортеров нефти не предприняла ни одной попытки исправить ситуацию, превратившись, по сути, из регулятора в дискуссионный клуб. "Одним ее членам нужны высокие цены, и они согласны снижать добычу, другие готовы на демпинг ради сохранения доли рынка. В этой ситуации Россия, которая добывает нефти больше всех стран в мире и при этом сохраняет хорошие отношения со всеми ключевыми игроками в ОПЕК, имеет все шансы зафиксировать свою позицию лидера рынка", - пояснил Танкаев.
По его словам, эта геополитическая задача делает не особенно важными формальные результаты встречи в Дохе. Главное – найти точки соприкосновения. "Нет смысла настаивать на заморозке добычи в ситуации, когда в прошлом году из нефтяных проектов по всему миру ушло порядка $400 млрд, в этом году отток капитала из отрасли, видимо, будет таким же. А это значит, что сегодня ни одна страна просто не в состоянии увеличивать добычу, кроме России и Ирана", - отметил эксперт.
Что касается цен на черное золото, по мнению Танкаева, контпродуктивно обсуждать их динамику в привязке к доллару, курс которого искусственно ослабляется или укрепляется монетарными властями США. "Необходимо отвязаться от доллара и ввести золотой стандарт. Так, сейчас стоимость тонны нефти эквивалента в среднем 15 граммам золота, за которые дают на мировых биржах почти $600. В то же время тонна нефти в американской валюте оценивается рынками всего в $352. И эта разница явно не в нашу пользу", - резюмировал он.
Власти РФ также спокойно относятся к перспективам снижения нефтяных котировок. Так министр финансов Антон Силуанов заявил, что не ожидает роста цен на черное золото после встречи в Дохе и напомнил, что правительство в своих прогнозах исходит из цены около $40 за баррель. По его словам, этот уровень вполне приемлем и дает возможность для развития несырьевых отраслей и диверсификации экономики. Банк России вообще сохраняет прогноз цен на нефть в текущем году на уровне $30 за баррель, и намерен проводить свою политику, ориентируясь на консервативные прогнозы.