Эпоха господства США на Ближнем Востоке подходит к концу. Страны, над которыми довлела воля Вашингтона, одна за другой сходят с политической орбиты Белого дома, демонстрируя рост собственных амбиций.
Фото: George Calvelo/ Global Look
И это вовсе не вымысел "кремлевской пропаганды": объективные факты указывают на критическое ослабление влияния американского Госдепартамента на политические режимы Междуречья.
Популяризированная Москвой концепция многополярности мира приносит свои плоды: все большее число государств отказывается от подчинения США, перестраивая свою внешнюю политику в соответствии с собственными интересами. России удается встраиваться в новую политическую диспозицию региона в качестве альтернативного Штатам игрока и партнера.
Саудовскую Аравию нельзя назвать союзником России по сирийскому вопросу (саудиты настаивают на насильственном свержении сирийского президента, а Москва придерживается противоположной позиции), однако она последовательно наращивает контакты с руководством РФ.
Саудовско-российские отношения сложны, однако обе стороны демонстрируют готовность учитывать позиции друг друга, уклоняясь, по крайней мере, от прямого столкновения интересов. При этом связь Эр-Рияда с Вашингтоном ослабляется.
Апофеозом накопившегося между государствами напряжения стало публичное обвинение саудовцев в организации терактов 11 сентября, озвученное Бараком Обамой. МИД королевства отреагировал на перспективу публикации секретной части доклада о расследовании терактов резко: глава ведомства Адель аль-Джубейр.
Саудовская Аравия не единственный потерянный американцами за последнее время союзник. Резкие высказывания Реджепа Эрдогана в адрес заокеанских союзников Анкары по НАТО фактически поставили точку в "дружбе" Турции и США.
Если с Саудовской Аравией США рассорились из-за Ирана, то во втором случае главной причиной охлаждения стала поддержка американцами сирийских курдов, вызвавшая бешенство турецкого лидера. Еще осенью прошлого года Эрдоган предупреждал Штаты, что готов начать военную операцию против поддерживаемых американцами курдских отрядов в приграничном городе Тель-Абьяд, чтобы не допустить создания ими автономии.
Курс Вашингтона на смягчение отношений с Тегераном вызвал негативную реакцию не только в Эр-Рияде, но и в Тель-Авиве. Противоречия усугубились после победы партии израильского "ястреба" Биньямина Нетаньяху "Ликуд" на парламентских выборах.
Американская сторона считает позицию израильского премьера по Палестине деструктивной. Обама открыто раскритиковал Нетаньяху, заявив, что риторика последнего способна серьезно осложнить палестино-израильское урегулирование. Слова израильского политика о недопущении создания независимой Палестины спровоцировали резкую реакцию Белого дома: американский президент намекнул на возможность пересмотра отношений с Тель-Авивом.
Ранее, в декабре 2015 г., министр обороны Израиля заявил о неспособности Штатов сохранять лидирующее положение на Ближнем Востоке; по мнению Моше Яалона, место Штатов в регионе заняла Россия. Израильские политики зачастили с визитами в Москву.
Успех России в борьбе с запрещенным в РФ "Исламским государством*" на сирийской земле, контрастирующий с вялыми и бесплодными усилиями ВВС США, стал важным условием для возвращения Москвы на лидирующие позиции в регионе. Вторым фактором является рост собственных амбиций региональных держав, не желающих далее подчиняться Вашингтону.
Подробнее читайте на "Русской планете".
* Организация запрещена на территории РФ