Война в Сирии продлится минимум полгода

Читать в полной версии →
Президент США Барак Обама заинтересован притормозить нынешнюю ситуацию в САР, чтобы негативные новости оттуда не повлияли на ход избирательной кампании, считают российские эксперты

На днях Владимир Путин назвал причину отказа США раскрывать договоренности между Вашингтоном и Москвой по Сирии: тогда "мировой общественности станет понятно, кто и что на самом деле не выполняет", заявил российский президент. Ранее Вашингтон объяснил: соглашение по Сирии не было представлено в Совбез ООН из соображений безопасности. По словам Путина, отход США от "принципов открытости и транспарентности" в данном случае связан с трудностями, с которыми сталкиваются США на сирийском треке: "они заключаются в том, что они никак не могут отделить так называемую здоровую часть оппозиции от полукриминальных и террористических элементов". "На мой взгляд, это продиктовано желанием сохранить боевой потенциал для борьбы с законным правительством президента Асада", - подчеркнул российский лидер, добавив, что российская сторона и сирийское правительство договоренности соблюдают.

Сирия, Алеппо. Бомбежка. Фото: Basem Ayoubi/ Zuma/ Global Look

Пакет российско-американских договоренностей из пяти документов, утвержденный 9 сентября по итогам переговоров глав внешнеполитических ведомств РФ и США в Женеве, вступил в силу 12 сентября, однако документы пока остаются засекреченными.

В пятницу, 16 сентября, глава МИД России Лавров в беседе с госсекретарем США Керри призвал обнародовать договоренности, чтобы устранить двусмысленности в восприятии международным сообществом реального положения дел с их исполнением. Но США отказываются сделать это, более того, Барак Обама заявил о том, что США воздержатся от дальнейших шагов в рамках соглашения с Россией по Сирии до тех пор, пока в стране не установится устойчивое перемирие. При этом Обама обвинил сирийские власти в блокировке доставки гуманитарных грузов в Алеппо.

Некоторые детали соглашения между РФ и США по Сирии ранее попали в СМИ, однако пока что остаются на уровне "утечек". Между тем, как заявил в конце минувшей недели первый заместитель начальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Виктор Познихир, количество нарушений режима прекращения огня в Сирии увеличилось, чему способствует невыполнение американской стороной своих обязательств по разграничению умеренной оппозиции и террористов. Именно разделение территорий, находящихся под контролем ИГИЛ*, "Джебхат ан-Нусры" (обе организации запрещены в РФ) и умеренной оппозиции остаются главным приоритетом российско-американских договоренностей о возобновлении в Сирии режима прекращения боевых действий, подчеркнул генерал.

В понедельник, 19 сентября, начальник Главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской также заявил о том, что США  и контролируемые ими группировки так называемой "здоровой" оппозиции не выполнили ни одного из обязательств, взятых на себя в рамках женевских договоренностей. Не просто не произошло разделения умеренной оппозиции и "Джебхат ан-Нусры" - вместо этого отряды умеренной оппозиции начали объединяться с "Нусрой" и готовиться к новому наступлению, отметил он.

Кроме того, в выходные случился еще один крайне неприятный эпизод: в субботу, 17 сентября, самолеты коалиции США нанесли авиаудар по позициям сирийской армии в районе города Дейр-эз-Зор. Американская сторона объяснила, что нанесла удар по ошибке, целясь в боевиков ИГ*, признала свою ошибку и пообещала разобраться в случившемся. В результате авиаудара были убиты по меньшей мере 80 сирийских солдат. В Кремле это событие назвали "чудовищным происшествием".

Возникает ряд вопросов: насколько достигнутые Россией и США договоренности смогут повлиять на мирный процесс в Сирии, если участвующие в конфликте группировки их игнорируют, не ослабит ли позиции Дамаска соблюдение условий перемирия и есть ли вообще перспективы разрешения данного конфликта.

Историк, политолог, военный эксперт, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" российского Института стратегических исследований Аждар Куртов полагает, что до тех пор, пока не известны детали достигнутых договоренностей, ответить на все эти вопросы крайне непросто, как и прогнозировать развитие ситуации, особенно в отношении сирийского правительства.

При этом аналитик напомнил: по оценкам экспертов, в Сирии действует порядка 700 различных террористических организаций и вооруженных группировок, воюющих на той или другой стороне. При таком изобилии среди них всегда найдутся те, кто в силу ряда причин не станет брать на себя никаких обязательств и не будет подчиняться никаким соглашениям. 

Во-первых, это касается тех руководителей вооруженных формирований, которых вынесло в "начальники" гражданской войной. В мирной жизни они, возможно, не занимали каких-то высоких постов, и война для них – единственная возможность реализовать собственные эгоистические честолюбивые устремления. А это значит, что они не заинтересованы в окончании военных действий и во встраивании себя и своих подчиненных в мирную жизнь.

Еще одно обстоятельство - о чем бы ни договаривались РФ и США, очевидно, что часть вооруженных группировок не намерена подчиняться соглашениям, под которыми стоят подписи двух стран, поскольку эти группировки были сформированы, финансируются и кооптируют в свой состав волонтеров под прямым или скрытым контролем государств (например, заливных арабского мира), вовсе не поддерживающих позицию ни России, ни США. Соответственно, у этих группировок - свои цели, медиаторы и командиры, и отрегулировать этот процесс очень сложно, отметил Аждар Куртов.

Эксперт не исключает наличия и технических причин. Ни российская, ни американская разведка не всесильны, и, вполне возможно, не имеют своих людей во всех штабах названных группировок, даже крупных. В этих условиях судить об умонастроениях командования этих группировок достаточно сложно и, соответственно, проблематично и разделить эти группировки на террористические и умеренные.

Даже если принимать во внимание стремление США "прикрыть" своих "протеже", у американцев тоже могут быть вышеупомянутые трудности контроля и отделения "мух от котлет". Можно было бы признать террористами всех, кто не хочет отложить оружие в сторону хотя бы на время и сесть за стол переговоров, но, с другой стороны, об этом хорошо рассуждать со стороны тем, кто не терял родственников и собственность в этой войне, отметил аналитик. В Сирии же в рядах этих организаций воюют не только искренние сторонники исламско-радикальных взглядов и установления халифата, но и простые мстители, потерявшие в этой войне все. Так что мотивы ухода в радикалы могут быть разными, и это обстоятельство также может приниматься в расчет.

Возможно также, что некоторые группировки блефуют, пытаясь, в зависимости от конъюнктуры (понесенных потерь или надежд на скорое пополнение военной техникой и боеприпасами) непоследовательно занимать ту или иную позицию. Например, надеясь на скорое пополнение арсенала, пойти на перемирие, а потом его нарушить.

Таким образом, вариантов поведения в этом достаточно сложном конфликте, где задействовано много интересов, сторон и структур, много, и отделить черное от белого зачастую объективно непросто. Тем более что единой линии фронта нет, есть чересполосица, и в указанных десятках случаев, которые произошли уже после вступления в силу соглашения, не всегда можно четко понять, какая из воюющих группировок его нарушила, подчеркнул эксперт.

Тем не менее даже при этих вводных версия о том, что американцы затеяли блеф, является самой правдоподобной.

"И понятно, почему они этот блеф затеяли, - отмечает Аждар Куртов. - Президентская кампания в США выходит на финишную прямую. Президенту от Демократической партии (а Обама принадлежит именно к ней) невыгодно получать удары по своей репутации, а значит, и по репутации нового кандидата от этой партии - Клинтон - на предстоящих выборах. Следовательно, Обама заинтересован в том, чтобы притормозить нынешнюю ситуацию в Сирии, чтобы негативные новости оттуда не повлияли на ход избирательной кампании. Именно поэтому они пошли на соглашение: на самом же деле, они всеми силами затягивают его до первой декады ноября, активно не бомбят позиции откровенно террористических организаций, по всей видимости, стремясь сохранить своих ставленников и свою креатуру в виде вооруженных формирований, борющихся с правительством Асада, а также не хотят включать их в те или иные списки. Иными словами, тянут время до наступления ясности по победителю предстоящих президентских выборов".

Если бы за конец сентября и октябрь в Сирии была достигнута какая-то крупная победа России и сил правительственной коалиции, в США это восприняли бы как подтверждение критики, которая постоянно звучит из уст Трампа в адрес Клинтон, нынешнего правительства и администрации президента Обамы. "Всем понятно, что Америка приложила руку и к началу войны, и к ее длительному ходу, но напоминание об этом демократам невыгодно. А в то, что США могут победить – например, взять столицу ИГ Ракку, я лично не верю: если бы такая цель ставилась и такая реальная возможность была, это было бы уже сделано. Но серьезных поползновений в этом направлении не видно", - заявил эксперт "Утру".

Что касается Дамаска, на любые договоренности люди идут не от хорошей жизни. Если бы сирийская армия была в состоянии самостоятельно подавить мятежников, был бы один разговор: тогда присоединение Дамаска к этим договоренностям можно было бы расценивать как какое-то ослабление или сдачу позиций. Но поскольку решительной победы нет, приходится искать какие-то иные пути к достижению мира, пусть и посредством уступок. При этом, возможно, речь идет об уступках политического характера  в расчете на будущее: например, в том, что касается сроков проведения президентских выборов или конституционной реформы, либо вопросов допуска или недопуска к выборам тех или иных политических деятелей.

Однако об этом говорить пока рано: война продлится еще не один месяц, считает Аждар Куртов, и перспективы разрешения этого конфликта оптимизма не внушают. "Думаю, эти договоренности могут быть в очередной раз сорваны, все вернется на круги своя, война будет продолжаться. Неоднократно бывало, что РФ и США о чем-то договаривались, а потом ход событий ломал какие-то радужные прогнозы. Конкретный срок назвать сложно, но полагаю, что война продлится еще минимум полгода", - подытожил аналитик.

Подтверждением этого прогноза стали и последние события: Сирия объявила о выходе из режима прекращения огня. Командование правительственной армии Сирии, по сообщению сирийского агентства SANA, заявило о том, что, как предполагалось, режим прекращения боевых действий (РПБД) даст реальный шанс для прекращения кровопролития, "однако террористические группировки проигнорировали соглашение, не исполнив ни одного из его пунктов, и нарушили режим тишины более 300 раз".

Бандформирования использовали РПБД для перегруппировки и перевооружения", а также для "подготовки масштабных террористических атак" в провинциях Алеппо, Хама и Кунейтра, отметили в Дамаске. Заявление появилось вскоре после того, как начальник главного оперативного управления Генштаба ВС России генерал-лейтенант Сергей Рудской заявил, что Минобороны России считает бессмысленным соблюдение сирийскими правительственными силами режима перемирия в одностороннем порядке, учитывая, что условия РПБД боевиками не выполняются.

* Организация запрещена на территории РФ

Арсений ПАЛКИН |
Выбор читателей