Терроризм в Средней Азии появился достаточно давно. Но нельзя сказать, что с ними не борются местные власти, причём они зачастую действуют сообща с другими соседствующими странами. К примеру, в 2015 году силовикам из Таджикистана, Киргизии и Казахстана удалось пресечь вербовочную деятельность эмиссаров различных террористических организаций, которые избрали тактику работы в поездах международного сообщения, следующих в Россию из среднеазиатских государств.
Фото: Medyan Dairieh/ Global Look
Но все это "капля в море". Поскольку исламистов в Российской Федерации ловят с постоянной периодичностью, значит, они всё же просачиваются через границу. Так, сегодня стало известно, что в Приволжском федеральном округе были арестованы члены террористической организации "Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"), запрещённой в России. В ходе расследования оперативники установили, что участники ячейки (граждане Таджикистана) готовили серьёзную операцию.
В связи с этим хочется думать, что правительство РФ установит более жёсткий контроль над миграционными потоками в страну из среднеазиатских государств. Однако пока что о таких инициативах не слышно. Но это не мешает экспертному сообществу время от времени акцентировать внимание на проблеме. "Что следовало бы сделать, причём давно – так это ввести визовый режим со странами Средней Азии. Тем самым кардинально снизив и уровень мигрантской преступности, наркотрафик – и, разумеется, поток радикально настроенных мусульман. Подобный шаг к сотрудничеству с этими странами не помешал бы никак, поскольку оно у нас по большей части одностороннее – и заключается в финансировании местных режимов", – делится своим мнением с Noteru.com политтехнолог Тимофей Шевяков.
Журналист, заместитель редактора отдела политики интернет-газеты "Взгляд.Ру" Михаил Мошкин, также считает, что если силовики и справляются с растущей тенденцией появления эмиссаров исламистов в РФ, то сотрудничество со среднеазиатскими странами пока не достигло необходимого уровня: "То, что "импортированный" исламизм (в том числе, идущий из стран Средней Азии) становится проблемой – это более, чем очевидно. Из сравнительно недавних примеров, помимо предотвращённого в Нижнем Новгороде теракта, можно упомянуть приговор Верховного суда четырём "тверским вербовщикам ИГИЛ*" (запрещённой в РФ организации), и дело ещё одной четвёрки, которое рассматривает Верх-Исетский суд Екатеринбурга. Во всех случаях игиловские вербовщики – выходцы из среднеазиатских государств… "
То, что мы узнаём о предотвращённых, а не совершенных терактах, и о задержанных вербовщиках, само по себе свидетельствует об эффективности работы наших специальных служб. Ряд экспертов полагает, что большим подспорьем в координации антитеррора и контрразведки станет объединение СВР и ФСБ, что свяжет работу спецслужб как вне, так и внутри страны. К слабым местам, по мнению наблюдателей, относятся, скорее, проблемы внешних связей. В частности, в рамках СНГ координация действий по отражению угроз безопасности, не так хороша, как хотелось бы. То же касается и недостаточного уровня сотрудничества силовиков в рамках ШОС. О том, что "ситуация на пространстве между Индией и Россией остаётся напряжённой" на позапрошлой неделе говорил Владимир Путин – тогда президент призвал к "решительным действиям" для помощи Афганистану… В одном из недавних прогнозов американского центра Stratfor говорилось о том, что "Центральная Азия, в частности, столкнётся с проблемами политической нестабильности, социальными волнениями и угрозой воинственной риторики" – причём особый акцент делается на Узбекистане, где после смерти Ислама Каримова идёт процесс смены власти. Поэтому "рецепт" очевиден – укрепление сотрудничества с действующими властями Центральной Азии и Казахстана, который сейчас активно продвигает интересы своих южных соседей в Совбезе ООН".
Борьба с настоящими террористами нам представляется в виде войны в Сирии, где Дамаск и Москва пытаются "задавить" ИГ* (запрещенную в РФ). На фоне такой эпичной борьбы как битва за Алеппо или тот же Мосул, где в игру активно включились США, Средняя Азия как-то выпадает из поля зрения. Конечно, можно упрекнуть Москву, что она концентрирует своё внимание не там, ведь есть куда ближе места, из которых едут вербовщики исламистов. Но тут стоит учитывать, что победа над терроризмом – это, не только поголовное истребление фанатиков-убийц или вербовщиков, а уничтожение их спонсоров и источников финансирования. Однако эксперты разведки обращают внимание на тот факт, что некоторые террористические организации в среднеазиатских странах уже давно перешли на самофинансирование, поэтому именно сейчас в интересах Москвы налаживать тесное сотрудничество со спецслужбами стран Средней Азии, иначе после окончания сирийской кампании, придётся начинать новую - возле своих границ.
* Организация запрещена на территории РФ