Обстоятельной критике подвергли члены экспертного совета при правительстве предложение Минпромторга о новых ограничениях для иностранных производителей лекарств при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Как следует из отзыва, подготовленного на проект дополнений в постановление правительства России от 30 ноября 2015 г. №1289, их реализация создаст на российском рынке монополию, что приведет к росту цен для потребителей.
Фото: DPA/ ТАСС
Документ, размещенный на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, был разработан по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича, а также главы правительства Дмитрия Медведева. Цель поручений была благой: сделать так, чтобы госзаказ на поставку лекарственных средств попадал отечественному производителю.
Для этого ведомство предложило обязать государственных заказчиков покупать препараты, произведенные из субстанций российского происхождения, т.е. синтезированные на российской территории. Производитель, использующий созданную в России субстанцию, автоматически становится победителем конкурса. Если таковых не нашлось, но в конкурсе участвовало бы не менее двух отечественных фармкомпаний, то в действие должен был бы вступить принцип "третий лишний", и лишним неизменно оказывался бы иностранный участник торгов. Предложенная схема, указали эксперты, по сути, лишает шансов зарубежных производителей.
Экспертный совет при правительстве высказался в целом в поддержку деятельности Минпромторга, направленной на развитие отечественной фармпромышленности, но счел предложенные меры "избыточными". По их мнению, реализация предложений министерства целесообразна лишь в отношении узкого круга препаратов, важных с точки зрения обеспечения национальной безопасности, но никак не в отношении всех лекарств.
Организация производства широкого ассортимента фармсубстанций в России нецелесообразна с экономической точки зрения, считают эксперты. Себестоимость и цена закупки локальной продукции полного цикла будет выше, чем в случае приобретения этих веществ у международных производителей. "Очевидно, что предлагаемые меры необоснованно повышают затратную емкость лекарственного обеспечения в стране и могут привести к увеличению нагрузки на бюджет", - говорится в экспертном заключении. Как отметил член экспертного совета Владимир Гурдус, большинство стран отказались локализации производства субстанций, и сегодня 90% этой продукции выпускается в Китае и Индии.
Авторы отзыва обратили внимание, что после введения в конце 2015 г. принципа "третий лишний", когда иностранные компании не допускаются к участию при наличии заявок от двух российских производителей, затраты бюджета на лекарственное обеспечение выросли. А в случае воплощения в жизнь предложенной модели возможен новый рост цен.
Свое воздействие на цены окажет и монополизация, когда каждую фармацевтическую субстанцию будут предлагать лишь 1-2 поставщика. Помимо этого, создание необходимых мощностей для их производства займет значительное время, в результате преимущество получат компании, уже имеющие вертикально интегрированное производство.
По мнению Гурдуса, для реализации этих нововведений понадобится отсрочка на 2-3 года, чтобы дать рынку возможность подготовиться, а компаниям - начать инвестировать в производство субстанций. В качестве альтернативы можно ввести ценовые преференции для отечественных производителей субстанций, но не ограничивать допуск к торгам всех остальных участников рынка.
В заключение также отмечается, что предлагаемая схема может оттолкнуть тех инвесторов, кто сегодня готов вкладывать значительные средства в развитие производства лекарств на территории Российской Федерации. В дополнение придется создавать систему государственной регистрации субстанций, так как без нее будет невозможно подтвердить страну происхождения.
Российская фармацевтика нуждается в поддержке, но конкретные меры необходимо обсудить с профессиональным сообществом с тем, чтобы исключить разрушение существующих взаимодействий на рынке, указали эксперты.