Китай сам добудет нефть в России

Читать в полной версии →
Госкорпорация из КНР договаривается с "Роснефтью" о создании совместного предприятия. Оно будет обслуживать общие объекты и предлагать услуги другим. Это может снизить внутреннюю конкуренцию в РФ

Китайские компании планируют крупные инвестиции в нефтедобычу на территории России. Государственный нефтехимический концерн Sinopec обсуждает возможность создания совместного предприятия (СП) с "Роснефтью". Об этом журналистам сообщил директор Sinopec по разведке и разработке Фэн Чжицян.

Фото: сайт Sinopec

По словам представителя китайского концерна, Sinopec ведет переговоры о проектах в России с 2014 года. С российской стороны ранее в них участвовало руководство нефтесервисной компании "Таргин", принадлежавшей АФК "Система". Найти взаимопонимание с "Таргином" китайцы так и не смогли. Ускорение переговорам придала недавняя продажа компании "Роснефти" (сделка была закрыта перед самым Новым годом).

Теперь Sinopec напрямую контактирует с "Роснефтью". Обсуждается возможность создания СП, в которую может войти одна из "дочек" китайского концерна. "Мы переключились именно на этот вариант и уже ведем с ними переговоры о создании нескольких совместных буровых компаний", - отметил Фэн Чжицян. При этом он подчеркнул, что окончательного соглашения между компаниями еще не подписано. Китайская сторона контактирует и с другими игроками российского нефтяного рынка, но вероятность сотрудничества с ними меньше, чем с "Роснефтью".

С российской стороны подтверждают факт оживления переговоров. Ранее представители КНР остерегались начинать сотрудничество с новым партнером на фоне неблагоприятной нефтяной конъюнктуры. С "Роснефтью" же у Sinopec имеются обширные деловые связи и общие проекты, поэтому переговоры о СП перестали привязывать к "второстепенным факторам". Впрочем, какова вероятность заключить соглашение о создании СП до конца 2017 года, "Роснефть" не говорит.

Сейчас у "Роснефти" и Sinopec в совместном владении находятся предприятия "Венинефть" (Сахалин) и "Удмуртнефть". В будущем компании планируют обзавестись еще несколькими совместными активами. Так, китайцы хотят приобрести у россиян по 49% акций Восточно-Сибирской нефтегазовой компании, которая владеет лицензией на Юрубчено-Тохомское месторождение, и "Тюменьнефтегаза", который разрабатывает Русское месторождение.

По словам Фэн Чжицяна, совместная российско-китайская компания может работать в рамках уже действующих месторождений, а может предлагать свои услуги по бурению третьим сторонам. Sinopec ждет удорожания нефти до $70 за баррель, после чего собирается предложить "Роснефти" помощь в шельфовом бурении.

Часть экспертов высоко оценивает вероятность создания крупного российско-китайского СП. Многие компании из Поднебесной стремятся зайти на отечественный рынок. При этом они подтягивают собственных подрядчиков и оборудование, аналогов которому в РФ нет.

Появление совместного предприятия несет в себе риски для российского нефтегаза, считает президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков. Конкуренция на перегруженном рынке может ослабиться: новая компания может начать "демпинговать", чтобы выдавить российские компании с привлекательных объектов. Так китайцы всегда поступают, выходя на новые рынки.

По словам Хайкова, вместо того чтобы дополнительно развивать и поддерживать российский частный бизнес, который занимается разработкой нефтегазовых технологий, оборудования и услуг, создаются условия для прихода иностранцев. "Стратегически это крайне негативная и губительная для отрасли тенденция", - считает эксперт. Зависимость от импорта технологий и оборудования будет только возрастать.

Другие аналитики называют странным желание "Роснефти" создать буровое СП с китайцами, ведь компания на протяжении последних лет пытается отказаться от внешних подрядчиков. Корпорация активно наращивает собственный нефтесервис путем покупки сторонних компаний.

В настоящий момент объем рынка бурения в РФ оценивается в $27,5 миллиардов. "Роснефть" является крупнейшим потребителем услуг (28%). Совокупная доля иностранных подрядчиков на рынке составляет всего 10%.

Андрей ФИЛАТОВ |
Выбор читателей