Пенсионеров приравняют к "аптечным алкоголикам"

Читать в полной версии →
Эксперты предупреждают, что уменьшение тары и предлагаемое ужесточение продаж спиртосодержащих лекарственных препаратов могут привести к совершенно противоположному эффекту

Министерства и ведомства после трагедии в Иркутске, где от употребления суррогатного алкоголя погибли 77 человек, усилили борьбу с "аптечным алкоголизмом". Из-за их чрезмерного усердия пострадают пожилые люди – их собираются ограничить в возможности покупки капель, которые хотя и содержат спирт, но не годятся для того, чтобы опьянеть.

Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС

История борьбы с "аптечным пьянством" идет с переменным успехом с сентября 2014 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев провел первое рабочее совещание правительства на эту тему. Минздраву было дано поручение проработать вопрос о внесении изменений в законодательство "в части установления ограничения объема тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств, а также их нормы отпуска".

С этого дня все спиртосодержащие лекарства оказались под подозрением. Вроде бы, они лечат, но ими можно и напиться, если совсем приспичит. Тем более что в круглосуточных аптеках спиртовую настойку боярышника можно купить и в полночь, и в 7 утра.

Совершенно внезапно оказалось, что Минздрав и прочие ведомства упустили новую напасть — алкоматы по продаже "фунфыриков". Это простые, а поэтому антивандальные вендинговые автоматы, торгующие якобы аптечными настойками и прочими спиртосодержащими жидкостями. Такой алкомат можно повесить на стену жилого дома, не боясь, что он будет взломан или украден жаждущими. "Алкоматная чума" распространилась по всей России, за исключением, пожалуй, столичного региона.

Но после того, как в Иркутске в декабре 2016 года произошло массовое отравление метиловым спиртом (пострадало 123 человека, 77 из них скончались), власти решили закрутить гайки. И несмотря на то, что отравившиеся пили не аптечную настойку боярышника, а лосьон для купаний "Боярышник" из павильона с хозтоварами, под раздачу попали производители лекарств. В частности, валерьянки, корвалола, настойки календулы и валокордина. Все эти капли Минздрав предлагает продавать только в таре объемом не больше 25 мл - как пузырек с йодом.

Мотивация властей следующая: у этих жидкостей, якобы, может быть двойное назначение. "Ну какое двойное назначение может быть у корвалола? — недоумевает Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей. — Попытка его выпить в неразведенном виде приведет только к тому, что человека вырвет. У многих спиртосодержащих лекарственных средств есть таблеточные аналоги. Но есть пациенты, которые могут принимать лекарства только в жидких формах. И я не исключаю, что некоторые из таких лекарств исчезнут из аптек после того, как их в приказном порядке переведут в тару 25 мл".

Эксперты предупреждают, что уменьшение тары и предполагаемое ужесточение продаж в аптеках той же настойки боярышника может привести к совершенно противоположному эффекту. Директор по развитию аналитической компании "RNC Фарма" Николай Беспалов считает: "Вообще вопрос нужно ли бороться с "аптечным алкоголизмом" не так уж и однозначен. Вероятность отравления лекарственными препаратами, содержащими спирт, фактически нулевая, с точки зрения безопасности приема это гораздо более надежная продукция, нежели тот спиртосодержащий лосьон, которым отравились люди в Иркутске. Аптечный алкоголь – это своеобразный противовес обороту нелегального спирта как такового".

Отдел информации |
Выбор читателей