О том, что сроки по созданию новых российских ледоколов могут сдвигаться "чуть-чуть вправо", заявил Владимир Путин на экономическом форуме в Пекине. При этом президент отметил, что связано это не только с недостатком бюджетного финансирования, но и с необходимостью "использовать определенный объем оборудования в северных морях по готовности соответствующих проектов".
Спуск на воду ледокола "Арктика" в 2016 году. Фото: Руслан Шамуков/ ТАСС
"Бюджетных денег никогда ни на что не хватает, - подчеркнул президент, - но бюджетное финансирование не панацея от всех бед, оно не является главным инструментом политического развития". По словам главы государства, главный инструмент экономического развития - внебюджетные, частные инвестиции.
Газ всему голова
При этом Владимир Путин упомянул проект "Ямал СПГ" - строящийся завод по производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. По его словам, уже в этом году должна начать работу первая линия. Планируется, что из порта Сабетта по Северному морскому пути, в обход Суэцкого канала танкеры повезут топливо в Европу и Азию, а прокладывать дорогу среди льдов будут ледоколы. И не только из Сабетты. На российском Севере есть 15 действующих и перспективных проектов по добыче газа, нефти, руд и угля. Среди них Варандей, Диксон, Новый порт, Дудинка и Норильск. Экономия при использовании "короткой дороги" составит примерно $300 тыс. на один корабль. Получается, что строительство ледоколов напрямую зависит от сроков запусков заводов. А строятся они преимущественно на частные деньги.
Так, инвестиции "Ямал СПГ" имеют как российское, так и зарубежное происхождение. Это совместный проект России, Китая и Франции. "Новатэку" Леонида Михельсона принадлежит 60% акций, французской Total и китайской CNPC - по 20%. На конец апреля этого года, по данным Минэнерго РФ, первая очередь была готова на 91%, а весь проект на 80%. Вторую линию по плану запустят в следующем году, третью в 2019-м.
Проект "Ямал СПГ". Фото: yamallng.ru
"Лидер" подвис в воздухе
До 2020 г. для пробивания дороги танкерам в Европу и Азию планировалось построить несколько ледоколов. Но теперь сроки могут сдвинуться. И прежде всего это касается "суперледокола" "Лидер". Уникальный корабль, пробивающий четырехметровую толщу льда, по задумке должен обеспечить круглогодичное функционирование Северного морского пути. Но его создание обойдется в копеечку, а точнее, в 70 млрд рублей. Об этом в кулуарах Международного арктического форума в Архангельске заявил замглавы Минэкономразвития Александр Цыбульский в марте. К слову, на эти деньги можно построить две атомные подводные лодки. И если в бюджете на "Лидера" денег нет, то финансировать производство придется в основном частным компаниям. А бизнесмены должны быть уверены, что ледокол окупится. Кстати, пока он находится лишь на стадии проектирования.
Один большой или два поменьше?
По словам Цыбульского, сейчас в Минпромторге и деловых кругах обсуждают, что целесообразнее: строить 110-мегаваттный "Лидер" (ЛК-110Я) или продолжить выпуск 60-мегаваттных ЛК-60Я. Напомню, головной ледокол этого проекта "Арктика" уже спущен на воду и проходит испытания. Параллельно на верфях Балтийского завода строятся еще два - "Сибирь" и "Урал".
Как заявил глава Минпромторга Василий Осьмаков, "Арктику" передадут заказчику в мае 2019 г., а остальные два в 2020 и 2021 гг. соответственно. Стоимость проекта - 122 млрд рублей. То есть построить три ЛК-60Я получается дешевле, чем два ЛК-110Я. Но и 60-мегаваттный ледокол пока существует лишь в одном экземпляре. В полной мере сейчас можно рассчитывать лишь на корабли, которые достраивали в 90-х гг. прошлого века.
Старая гвардия
На данный момент из действующих атомных ледоколов у России остались "50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр" и "Вайгач". Конечно, можно еще рассчитывать на арктические танкеры проекта Р-70046 - "Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров". Но они работают на 25-мегаваттных электроэнергетических установках. Для реализации проекта "Ямал СПГ" таких мощностей может и не хватить.
По плану, к 2020 г. ЛК-60Я и "Лидер" должны заменить работающие ледоколы, у большинства из которых истекает срок эксплуатации. Но если строительство ЛК-60Я затянется, придется еще походить на старых. Но как долго и справятся ли они с объемом работы?
Ледокол "Вайгач". Фото: Лев Федосеев/ ТАСС
Глобальные планы
По данным Минпромторга, к 2025 г. ожидаемый грузопоток в Артике в связи с разработкой новых ямальских месторождений составит около 40 млн т, то есть вырастет в пять раз. При этом коммерческий эффект будет достигнут только при условии проводки танкеров со скоростью не менее 10-11 узлов. А такими показателями могут "похвастаться" только новые ледоколы.
Как сообщал в марте ТАСС со ссылкой на материалы Минпромторга РФ к заседанию госкомиссии по Арктике, Росатом может заказать еще два ледокола ЛК-60Я.
Но сейчас, судя по всему, главное - сдать в эксплуатацию хотя бы первые три. А судьба "Лидера" во многом зависит от успеха ямальских газовых проектов. Если они начнут приносить прибыль, возможно, мы и увидим "суперледокол". Но это станет понятно только в будущем году.